Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) в контексте языковых противоречий в школьном образовании Арутюнова Е.М.Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) в контексте языковых противоречий в школьном образовании // ИНАБ. 2019. № 1. Межнациональные отношения в республиках Российской Федерации: пример Татарстана и Саха (Якутии). С. 50-61.Глава из книги: Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). 2019. № 1. Межнациональные отношения в республиках Российской Федерации: пример Татарстана и Саха (Якутии). 89 с. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=7506ISSN 2686-8245; ISBN 978-5-89697-318-8 DOI: 10.19181/inab.2019.1.4Размещена на сайте: 13.01.20Текст статьи/выпуска.Ссылка при цитировании:Арутюнова Е.М. Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) в контексте языковых противоречий в школьном образовании // ИНАБ. 2019. № 1. Межнациональные отношения в республиках Российской Федерации: пример Татарстана и Саха (Якутии). С. 50-61. DOI: 10.19181/inab.2019.1.4.Arutyunova E.M. Language situation in the Republic of Sakha (Yakutia) in the context of language contradictions in school education. INAB. 2019. No. 1. Inter-ethnic relations in the republics of the Russian Federation: the example of Tatarstan and Sakha (Yakutia) Republic. P. 50-61. DOI: 10.19181/inab.2019.1.4.АннотацияСтатья представляет анализ языковой ситуации в Республике Саха (Якутия) в контексте этноязыкового конфликта, активная фаза которого развернулась в 2017–2018 гг. Показаны исторический и демографический контексты современной ситуации: на неё влияли как подъём этнической идентичности саха начала 1990-х гг., так и изменения этнодемографического состава республики. На основании данных о высоких долях якутов, свободно владеющих языком саха, называющих его родным языком, желающих, чтобы дети и внуки говорили на нём, сделан вывод о высокой степени сохранности языка саха и его значительной символической ценности, что важно в условиях глобализирующегося пространства с точки зрения сохранения языкового многообразия России. Проанализированы установки на добровольность изучения языка саха всеми школьниками республики, выявлены отличия во мнениях саха и якутян других национальностей. Довольно высокая доля сахаякутов, выступающих за обязательность языка, может быть не только ситуативной реакцией на языковой кризис в образовании, на алармистский дискурс языковых активистов, но и показателем восприятия должного статуса собственного языка как государственного.Ключевые слова: республика саха (Якутия) языковая ситуация языки в образовании родные языки государственные языки республик republic of sakha (yakutia) language situation languages in education native languages state languages of the republics Рубрики: ЭтносоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Арутюнова Е. М.Язык в межэтнических отношениях и проблемы образования (на примере Татарстана) // Slavica Helsingiensia. 2019. № 52. С. 152-159.Арутюнова Е. М.Запросы населения в сфере языка и культуры в Республике Татарстан // ИНАБ №3 - 2017. Этничность и межнациональные отношения в социальном контексте / [Электронное издание] / [Л. М. Дробижева и др.]; Отв. редактор Л. М. Дробижева. – Электрон. текст. дан. (объем 1,7 Мб). – М.: ФНИСЦ РАН, 2017. – С. 34-44. 1 электрон. опт. диск 12 см (CD‑ROM).Арутюнова Е. М.Город как фактор: языковая ситуация и восприятие проблематики этнических языков в Республике Саха (Якутия) // Историческая этнология. 2024. Т. 9. № 3. С. 458-473.Arutyunova E., Zamyatin K. An Ethnolinguistic conflict on the compulsory learning of the state languages in the republics of Russia: policies and discourses. The international Journal of Human Rights, 2020, Published online: 07 Oct 2020. https://doi.org/10.1080/13642987.2020.1804368Arutyunova, E.M. The Sakha Language in the School System of the Republic of Sakha (Yakutia): Situation and Problems. In: Minorities in the post-Soviet Space thirty years after the dissolution of USSR. Ed.: Bocale, Paola; Brigadoi Cologna, Daniele; Panzeri, Lino. LEdizioni, Milan, Italy. 2022. P. 41-54.