Как сегодня возможна критика Макса Вебера? Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э.Как сегодня возможна критика Макса Вебера? // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 10-14.ISSN 0042-8744DOI: 10.31857/S004287440006024-1 РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39567934Размещена на сайте: 28.01.20 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э. Как сегодня возможна критика Макса Вебера? // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 10-14. DOI: 10.31857/S004287440006024-1 .Antonovskiy A.Yu., Barash R.E. How do We Criticize Max Weber Today? Voprosy filosofii, 2019, Issue 8, pp. 10-14. DOI: 10.31857/S004287440006024-1 .АннотацияАвторы проводят мысль о том, что в лекции «Наука как призвание и профессия» М. Вебер артикулировал ряд противоречий в отношении современного для него состояния и перспектив научного знания и исследовательской коммуникации. Научное сообщество представлялось М. Веберу обладающим исключительной способностью производить «объективные» (а не субъективно-оценочные) высказывания о природе и обществе. Однако именно высказанная 100 лет назад идея разграничения науки и не-науки и вытекающее отсюда суверенное право ученых определять направления научного и технического развития вступили в фундаментальное противоречие с современным обществом, в котором наука все больше профессионализируется и превращается в «государственно-капиталистическое предприятие», а индивидуальные смыслы и мотивации ученого, его представления о собственной особой миссии или призвании утрачивают смысл. И хотя сам дискурс лекции ориентирован на демифологизацию миссии современного ученого, Вебер, по мнению авторов, видит универсальную задачу науки в обеспечении ясности альтернативных позиций, а ученый выступает всеприсутствующим наблюдателем или судьёй, обозначающим перед человеком набор последствий того или иного действия. Так что научное объективное суждение оказывается в итоге суждением ценностным, а различение должного и сущего оказывается должным, то есть ненаучным. Данное противоречие авторы предлагают считать основным пунктом критики веберовской позиции применительно к интерпретации современного положения науки.Ключевые слова: макс вебер научное познание миссия ученого наука как призвание профессия ученого max weber scientific knowledge mission of a scientist science as a vocation the profession of a scientist Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Alexander Yu Antonovskiy & Raisa Ed Barash (2020) The Mission of the Scientist Yesterday and Today: On the Centenary of Max Weber’s Wissenschaft als Beruf, Social Epistemology, 34:2, 117-129.Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.Наука Макса Вебера: рецепция и современность // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 4. С. 174-188.Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.Парадокс научного прогресса в эволюционном измерении // Вопросы философии. 2021. № 11. С. 83-94.Масловский М. В.Веберовский анализ плебисцитарного господства и дискуссия о множественных модернах // Социология власти. 2020. Т. 32. № 4. С. 107-122.Давыдов Ю. Н.Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. В пер. — М.: Мартис, 1998. — 510 с.