Онтологические допущения опросов общественного мнения в социально-политическом и технологическом контексте Бабич Н.С.Онтологические допущения опросов общественного мнения в социально-политическом и технологическом контексте // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 4. С. 113-124.ISSN 2079-0910DOI: 10.24411/2079-0910-2019-14007Размещена на сайте: 06.02.20Текст статьи на сайте журнала URL: http://sst.nw.ru/wp-content/uploads/2019_4.pdf#page=114 (дата обращения 06.02.2020)Ссылка при цитировании:Бабич Н.С. Онтологические допущения опросов общественного мнения в социально-политическом и технологическом контексте // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 4. С. 113-124. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-14007.Babich N. S. The Ontological Assumptions of Public Opinion Polls in Socio-Political and Technological Context. Sociology of Science and Technology. 2019, Vol. 10, Issue 4, pp. 113-124. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-14007.АннотацияВ статье анализируются причины низкой степени проблематизации онтологических предпосылок в исследованиях общественного мнения. Развитие социологической теории проходит в постоянных дискуссиях о соотношении индивида и общества. В то же время фактически единственной онтологией, лежащей в основе опросов общественного мнения, остается атомарный индивидуализм. Автором предлагается гипотеза когерентного влияния на данную ситуацию двух факторов — технологического и социально-политического. Их согласованное и однонаправленное действие могло привести к безусловному доминированию образа онтологического субстрата общественного мнения как совокупности атомизированных индивидов. Среди технологических факторов автор выделяет необходимость локализации респондентов в пространстве и времени для проведения опросов, рассмотрение индивидов как изолированных единиц наблюдения, а также доступ к ним посредством формализованного инструментария. Все эти особенности массового опроса объясняются экономией ресурсов и упрощением системы сбора данных, то есть являются чисто техническими. Но на концептуальном уровне они приводят к тому, что носители общественного мнения рассматриваются как одинаковые, изолированные, относительно стабильные и неделимые единицы. Факторысоциально-политической роли проявляются через привязку практики опросов к процедуре выборов. В ее рамках индивиды также рассматриваются как одинаковые (один человек — один голос), изолированные (каждый голосует сам, анонимно), неделимые (нельзя поделить голос), стабильные (изменить свой выбор после голосования нельзя) единицы. Таким образом, влияние двух факторов совпадает во всех рассмотренных аспектах.Ключевые слова: социальная онтология опросы общественного мнения атомарный индивидуализм опросная технология социально-политическая роль опросов электоральная онтология процедура выборов social ontology public opinion polls atomic individualism survey technology sociopolitical role of polls electoral ontology election procedure Рубрики: Методология социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Бабич Н. С.Возможные онтологии общественного мнения // Коммуникология. 2019. Т. 7. №3. С. 26-36.Ли Цинь, Бабич Н. С.Отношение россиян к Китаю в 1990-2022 гг // Вопросы истории. – 2023. – № 2-1. – С. 60-69.Латов Ю. В.Коррупция в зеркале общественного мнения россиян: проблемы, противоречия, парадоксы // Journal of Institutional Studies. 2019. №11(4). С. 40-60.Докторов Б. З.Американские полстеры как субъекты демократизации политической жизни США в XX столетии. Статья первая. Становление опросов общественного мнения // Официальный сайт ИC РАН. - 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1904Латов Ю. В., Ситковский А.Л., Костин С.Г.Сравнение исследований общественного мнения о деятельности полиции на региональном уровне: ФСО versus МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2(58). С. 194–206.