Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие Леньков Р.В.Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие / Р.В. Леньков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 189 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1058988.ISBN 978-5-16-108204-1DOI: 10.12737/1058988РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42616951Размещена на сайте: 31.03.20 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие / Р.В. Леньков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 189 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1058988. DOI: 10.12737/1058988.Lenkov, R.V. Social forecasting and projecting: a training manual / R.V. Lenkov. - 3rd ed., Revised. and add. - Moscow: INFRA-M, 2020 .-- 189 p. - (Higher Education: Undergraduate). - DOI 10.12737 / 1058988. - ISBN 978-5-16-108204-1. - Text: electronic. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058988 (accessed date: 03/31/2020) DOI: 10.12737/1058988.АннотацияВ учебном пособии раскрыты предпосылки становления социопрогностических исследований в России на фоне эволюционных процессов социальной прогностики XX века. Рассмотрены сущностные характеристики социального прогнозирования, его предмет и круг проблематики. На основе анализа классификационных схем методов научного прогнозирования предложен авторский подход к классификации методов социального прогнозирования. Особое внимание уделено описанию характеристик, специфики применения и процедуры выбора способов составления социальных прогнозов. Проведен теоретико-прикладной анализ оснований социального проектирования, рассмотрены направления его реализации и применяемые при этом научные методы. Изложены концептуальные основы проектирования в сфере образования на примере образовательного процесса в вузе. Дана структура модели обоснования и апробации проектных решений. Третье издание книги посвящено 100-летию Государственного университета управления. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям.Ключевые слова: научное предвидение социальное прогнозирование проектирование методы и модели прогнозирования 100 лет гуу scientific foresight social forecasting projecting forecasting methods and models 100 years of guu Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОглавление Предисловие...........................................................................................................3 Введение .................................................................................................................8 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования перспектив социальных систем ........................................................................14 1.1. Эволюция социопрогностических исследований .................................................................... 14 1.2. Объект и предметная область социального прогнозирования ........................................ 26 1.3. Понятийный аппарат системного подхода в методологии исследования перспектив социальных объектов................................................................................................... 39 Контрольные вопросы и задания ................................................................................................................. 51 Глава 2. Методологический анализ и оценка применяемых способов составления социальных прогнозов ...............................................................53 2.1. Подходы к классификации методов научного прогнозирования.................................... 53 2.2. Характеристика способов получения прогнозной оценки развития и состояния социального объекта в будущем ........................................................................... 66 2.2.1. Интуитивные методы прогнозирования ....................................................................... 66 2.2.2. Методы трендового моделирования .............................................................................. 81 2.2.3. Аналитические модели .......................................................................................................... 89 2.2.4. Форсайт, или созидательная технология воздействия на будущее ................ 95 2.3. Выбор метода социального прогнозирования ......................................................................... 99 Контрольные вопросы и задания .............................................................................................................. 105 Глава 3. Теоретико-прикладной анализ основ социального проектирования ............................................................................................... 107 3.1. Подходы к определению сущности социального проектирования ............................. 107 3.2. Принципы, методы и этапы социального проектирования ............................................. 118 3.3. Концептуальные основы проектирования в образовании (на примере проектирования образовательного процесса в вузе) ........................................................ 128 3.3.1. Стратегия, принципы и этапы проектирования ..................................................... 129 3.3.2. Структура объекта проектирования ............................................................................ 131 3.3.3. Верификация социальных прогнозов. Структура модели обоснования и апробации проектных решений ................................................................................. 135 Контрольные вопросы и задания .............................................................................................................. 143 Практикум .......................................................................................................... 145 Контрольные тесты .......................................................................................... 158 Ответы на тестовые задания.......................................................................... 174 Краткий терминологический словарь .......................................................... 175 Библиографический список ........................................................................... 180 Приложение. Структура Федерального закона от 28.06.2014 No 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» ................ 183Рубрики: Социология управленияМетодология социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Len’kov R.V., Patsula A.V. Social forecasting in the strategic management of the development of higher education in Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, no. 6, pp. 225–239.Семенова В. В., Рождественская Е. Ю.Качественная методология как ресурс социального прогнозирования: возможности и ограничения // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. No 3. С. 1—11.Волков Ю. Г., Попов А. В., Узунов В. В.Социальное прогнозирование в инновационном развитии российских регионов: теоретические проблемы социологического исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 2. С. 42-46.Леньков Р. В., Пацула А.В.Социальное прогнозирование в стратегическом управлении развитием высшей школы России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 6. С. 225–239.Леньков Р. В.Социальное проектирование как предмет социолого-управленческого дискурса // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4. № 4. С. 101-112.