Выход из поля и сохранение связей с ним Ваньке А.В.Выход из поля и сохранение связей с ним // Как собрать данные в полевом качественном исследовании [Текст] / А. В. Ваньке, Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — С. 186-198.ISBN 978-5-7598-1960-8DOI: 10.17323/978-5-7598-1960-8Размещена на сайте: 29.06.20Текст книги на сайте издательства Высшей школы экономики URL: https://id.hse.ru/soon/370445361.html (дата обращения 29.06.2020)Ссылка при цитировании:Ваньке А.В. Выход из поля и сохранение связей с ним // Как собрать данные в полевом качественном исследовании [Текст] / А. В. Ваньке, Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — С. 186-198. DOI: 10.17323/978-5-7598-1960-8.АннотацияСтратегии выхода из поля. Поддержание отношений с участниками исследования. Профессиональная этика. Исследовательский колониализм. Публичная роль полевого исследователя. Как «вернуть» данные в поле? Представление результатов проекта широкой общественности. Исследовательская выставка. Возвращение на место сбора данных.Ключевые слова: выход из поля качественное исследование полевое исследование leaving the field qualitative research field research Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеВведение ..........................................................................................7 Раздел I. Подготовка к полю Глава 1. Проектирование качественного полевого исследования.... 13 Формулирование темы и проблемы исследования ..................... 19 Создание исследовательского дизайна.........................................22 Выбор подходов и методов............................................................ 31 Определение единиц анализа и типа выборки.............................35 Ключевые понятия................................................................... 41 Вопросы для самопроверки..................................................... 41 Практические задания.............................................................42 Рекомендуемая литература......................................................42 Глава 2. Подготовка исследовательского инструментария..............43 Гайд интервью, или Как выстроить беседу, чтобы получить релевантные данные об опыте информанта ................................49 Многообразие логик для построения гайда ................................52 Протокол наблюдения: создаем форму для «плотного описания» изучаемой среды ........................................................56 Бланк информированного согласия: определяем этические границы .......................................................................58 Ключевые понятия................................................................... 61 Вопросы для самопроверки.....................................................62 Практические задания.............................................................62 Рекомендуемая литература......................................................63 Глава 3. Многослойность доступа в поле: от простого к сложному .....................................................................................64 Тактики доступа: дверь закрыта, а мы — в окно .........................69 Ключевые понятия................................................................... 81 Вопросы для самопроверки..................................................... 81 Практические задания............................................................. 81 Рекомендуемая литература...................................................... 81 Раздел II. Сбор полевых данных Глава 4. Наблюдение в поле............................................................85 Коллективное и индивидуальное наблюдение: как и что наблюдать?.....................................................................87 Коллективное наблюдение во время публичных мероприятий .................................................................................88 Между коллективным и индивидуальным наблюдением в публичных местах ......................................................................92 Написание полевого дневника. Что и как фиксировать? ...........99 Ключевые понятия................................................................. 104 Вопросы для самопроверки................................................... 104 Практические задания........................................................... 105 Рекомендуемая литература.................................................... 105 Глава 5. Полевое интервью........................................................106 Тандемные интервью как практика полевой работы: один в поле воин, но «на районе» вдвоем как-то надежнее ..... 107 Опыт этнографических интервью с участием рабочих ..............110 Интервью как процесс: от подготовки до рефлексии ................115 Ключевые понятия................................................................. 121 Вопросы для самопроверки................................................... 121 Практические задания........................................................... 122 Рекомендуемая литература.................................................... 122 Глава 6. Мобильный исследователь: как движение и современные технологии помогают в сборе данных ................... 124 Биографическая прогулка: интервью в движении и маршруты памяти..................................................................... 126 Мобильные методы и цифровые данные................................... 129 Использование социальных сетей и других интернет-ресурсов ...................................................................... 132 Цифровые гаджеты ......................................................................137 Мобильные приложения ............................................................ 140 Ключевые понятия................................................................. 145 Вопросы для самопроверки................................................... 145 Практические задания........................................................... 146 Рекомендуемая литература.................................................... 146 Глава 7. Визуальные и проективные данные: больше, чем картинки................................................................... 148 Визуальные данные в наблюдении............................................. 150 Проективные данные в полевом исследовании......................... 153 Подходы к структурированию визуальной информации.......... 160 Ключевые понятия................................................................. 167 Вопросы для самопроверки................................................... 167 Практические задания........................................................... 167 Рекомендуемая литература.................................................... 168 Глава 8. Архивация полевых данных ............................................ 170 Агрегированные исследовательские архивы...............................171 Локальный исследовательский архив..........................................173 Структура локального исследовательского архива .....................175 Сопроводительные материалы по локальному исследовательскому архиву......................................................... 179 Доступ к локальному исследовательскому архиву..................... 180 Ключевые понятия................................................................. 184 Вопросы для самопроверки................................................... 184 Практические задания........................................................... 184 Рекомендуемая литература и источники .............................. 185 Глава 9. Выход из поля и сохранение связей с ним ....................... 186 Возвращение данных в поле ....................................................... 191 Возвращение на место сбора данных ......................................... 193 Ключевые понятия.................................................................. 197 Вопросы для самопроверки.................................................... 197 Практические задания............................................................ 198 Рекомендуемая литература и источники ............................... 198 Библиография............................................................................... 199 Приложения Примеры информационных писем.............................................217 Примеры информированных согласий...................................... 223 Примеры гайдов интервью ......................................................... 228 Примеры руководств для наблюдений....................................... 241 Пример дополнительной анкеты................................................ 246 Пример схемы экспедиции......................................................... 248 Пример памятки транскрибера и этического соглашения........ 250 Сведения об авторах.................................................................... 254Рубрики: Методология социологииМетоды сбора и анализа социологических данныхВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ваньке А. В.Проектирование качественного полевого исследования // Как собрать данные в полевом качественном исследовании [Текст] / А. В. Ваньке, Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — С. 13-42.Ваньке А. В.Наблюдение в поле // Как собрать данные в полевом качественном исследовании [Текст] / А. В. Ваньке, Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — С. 85-105.Давыдов А. А.Качественные исследования: перспективы развития// Официальный сайт ИC РАН. - 2008. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1128Semenova V.V. Generating Empirically Grounded Typology from Narrative Data. In: Costa A., Reis L., Moreira A. (eds) Computer Supported Qualitative Research. WCQR 2018. Advances in Intelligent Systems and Computing, Vol 861., p. 117-135, Springer, ChamПолухина Е.В., Ваньке А. В.Идентичность заводского рабочего в постсоветском контексте: этнографическое кейс-стади района Уралмаш // Журнал исследований социальной политики. 2019. Том 17. № 2. С. 237-252.