Языковые проблемы в представлениях россиян: актуализация и новые контексты Арутюнова Е.М.Языковые проблемы в представлениях россиян: актуализация и новые контексты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 521—532.ISSN 2219-5467DOI: 10.14515/monitoring.2020.4.1266Размещена на сайте: 25.09.20Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1266 (дата обращения 25.09.2020)Ссылка при цитировании:Арутюнова Е.М. Языковые проблемы в представлениях россиян: актуализация и новые контексты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 521—532. DOI: 10.14515/monitoring.2020.4.1266.Arutyunova E. M. (2020) Language Problems as Viewed by Russians: Actualization and New Contexts. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 4. P. 521—532. (In Russ.) DOI: 10.14515/monitoring.2020.4.1266.АннотацияСтатья посвящена анализу актуальных проблем языковой политики и практики в России в последние несколько лет. Использованы данные массового опроса по репрезентативной общероссийской выборке, проведенного ВЦИОМ по заказу ФАДН России, а также материалы социологических исследований в республиках Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), реализованных Центром исследования межнациональных отношений ФНИСЦ РАН. В контексте актуализации вопросов статуса русских и русского языка в общественно-политическом пространстве показано, что в общероссийской гражданской идентичности русский язык как идентификатор значим для почти половины россиян и уступает только общему государству. Важный вывод состоит в том, что русский язык как идентификатор общероссийской гражданской идентичности значим для русских в гораздо большей мере, чем для людей других национальностей, и усиление его позиций в правовом поле может иметь дестабилизирующее влияние на межэтническое согласие. В контексте языковых противоречий в образовании в статье выявлена преобладающая установка россиян в целом на добровольное изучение государственных языков республик, впервые изученная на общероссийской выборке. Ключевые слова: языковая политика языковые противоречия общероссийская идентичность образование российские республик language policy language conflict all-russian identity education russian republics Рубрики: ЭтносоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Arutyunova E., Zamyatin K. An Ethnolinguistic conflict on the compulsory learning of the state languages in the republics of Russia: policies and discourses. The international Journal of Human Rights, 2020, Published online: 07 Oct 2020. https://doi.org/10.1080/13642987.2020.1804368Арутюнова Е. М.Языковые аспекты в идентичностях: массовые представления и некоторые проблемы // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Межнациональные отношения и российская идентичность в сложных условиях пандемии COVID-19. 2021. № 1. С. 25-31. DOI: 10.19181/INAB.2021.1.3. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9466Арутюнова Е. М.Язык в межэтнических отношениях и проблемы образования (на примере Татарстана) // Slavica Helsingiensia. 2019. № 52. С. 152-159.Arutyunova, E.M. The Sakha Language in the School System of the Republic of Sakha (Yakutia): Situation and Problems. In: Minorities in the post-Soviet Space thirty years after the dissolution of USSR. Ed.: Bocale, Paola; Brigadoi Cologna, Daniele; Panzeri, Lino. LEdizioni, Milan, Italy. 2022. P. 41-54.Арутюнова Е. М.Языки и потенциальные проблемы в межэтнических взаимодействиях // Российская идентичность и межэтнические отношения. Публичный дискурс и социальная практика : [монография] / Л. М. Дробижева, Е. М. Арутюнова, М. А. Евсеева [и др.] ; отв. ред. И. М. Кузнецов,С . В. Рыжова ; ФНИСЦ РАН. – М : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 237-272.