«Идеи университета»: за пределами этатизма, менеджериализма и «башни из слоновой кости» (к вопросу о медиативных функциях университета) ... Филимонов К.Г., Топычканов А.В.«Идеи университета»: за пределами этатизма, менеджериализма и «башни из слоновой кости» (к вопросу о медиативных функциях университета) // Антиномии. 2020. Т. 20. № 2. С. 104–126.ISSN 2686-925XDOI: 10.24411/2686- 7206-2020-10204РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43784746Размещена на сайте: 29.09.20Текст статьи на сайте журнала URL: http://yearbook.uran.ru/images/files/Ant_2_20_104126.pdf (дата обращения 29.09.2020)Ссылка при цитировании:Филимонов К.Г., Топычканов А.В. «Идеи университета»: за пределами этатизма, менеджериализма и «башни из слоновой кости» (к вопросу о медиативных функциях университета) // Антиномии. 2020. Т. 20. № 2. С. 104–126. DOI: 10.24411/2686- 7206-2020-10204.Filimonov K.G., Topychkanov A.V. «Idei universiteta»: za predelami etatizma, menedzherializma i «bashni iz slonovoy kosti» (k voprosu o mediativnykh funktsiyakh universiteta) [The idea of a university: beyond étatisme, managerialism, and “ivory tower” (on intermediary functions of a university)], Antinomii=Antinomies, 2020, vol. 20, iss. 2, pp. 104-126. DOI 10.24411/2686-7206-2020-10204. (in Russ.) DOI: 10.24411/2686- 7206-2020-10204.АннотацияСовременные университеты часто становятся объектами дискуссий в публичной сфере, в ходе которых обсуждаются актуальность университетских программ, финансирование науки и высшего образования и ряд других вопросов. Данные дискуссии вновь и вновь побуждают политических теоретиков к рефлексии по поводу «идей университета». Эти идеи связываются с ценностями, ожиданиями и убеждениями и чаще всего выражаются в форме нормативных представлений, основанных либо на прагматизме, когда университет определяется как функциональный элемент государственной системы, либо на утилитаризме, когда от него требуется удовлетворить экономические запросы общества, либо на идеализме, предполагающем позиционирование университета как «башни из слоновой кости». Обозначенные позиции несколько преувеличивают значение одних характеристик университета в ущерб другим, не только искажая оптику исследования, но и определенным образом корректируя социальные убеждения, влияющие на развитие государственных систем и университетов. Отталкиваясь от институционального подхода, авторы данной статьи попытались предложить теоретическую позицию, позволяющую уловить текущую прагматику университетского сообщества, рынка и государства в отношении развития университетов и определить их вклад в организацию социетального порядка. Согласно этой позиции университет следует рассматривать как институт-медиатор, который а) обладает публичной субъектностью; б) выступает агентом социетальных отношений, действуя в качестве организационной формы университетского сообщества; в) осуществляет коммуникативный обмен с внешней средой (в лице обществ, государств, рынков); г) создает условия для взаимодействия различных участников социетальных отношений, в том числе на собственной площадке, в рамках формализованной рациональной публичной дискуссии; д) наконец, производит знания, влияющие на организацию социетального порядка. Все это в совокупности и позволяет считать университет медиатором. Такая позиция университета позволяет ему успешно выполнять свою медиативную роль как внутри университетской корпорации, так и вне ее, балансировать между различными социальными ожиданиями и оставаться одной из самых стабильных и адаптивных организационных форм, конституирующих социетальный порядок.Ключевые слова: университет «идея университета» этатизм менеджериализм медиация институт-медиатор социетальный порядок university the idea of a university é tatisme managerialism mediation intermediaryinstitution societal order Рубрики: Политическая теорияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Zhelnina, A. 2018. James M. Jasper and Jan Willem Duyvendak, eds. Players and Arenas: The Interactive Dynamics of Protest. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2015. Laboratorium: Russian Review of Social Research. 10, 3 (Dec. 2018), 106-109.Опыт работы кафедры политологии по повышению эффективности учебно – воспитательного процесса. Учебно – методическое пособие / Под ред. П.И. Сальникова. – М.: Военный университет МО РФ, 2000. – 125 с.Кульпин-Губайдуллин Э. С.Коммунистическая ипостась системы власти-собственности// Официальный сайт ИC РАН. - 2008. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=990Забузов О. Н.Военные науки и наука о войне в понимании российских и австрийских исследователей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 484–490.Михайленок О. М.Спектр политических идей современной России: консервативный либерализм и его презентация в политологических курсах // SCHOLA-2018: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова / Под ред. А.Ю. Шутова и А.А. Ширинянца. Сост. А.И. Волошин, подг. текстов А.В. Мырикова, Б.А. Прокудин, А.Б. Страхов. – М.: Издательство Московского университета, 2018. С. 49-54.