Религия, неверие и духовность никаких: проблемы определения и изучения Руткевич Е.Д.Религия, неверие и духовность никаких: проблемы определения и изучения // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 29-48. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-2.ISSN 2408-9338DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-2РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=44261708Размещена на сайте: 18.11.20Текст статьи на сайте журнала URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/2144/ (дата обращения 18.11.2020)Ссылка при цитировании:Руткевич Е.Д. Религия, неверие и духовность никаких: проблемы определения и изучения // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 29-48. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-2. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-2.Rutkevich, E. D. (2020), ““Religion”, “No religion” and “Spirituality” of the “Nones”: Issues of definition and study”, Research Result. Sociology and Management, 6 (3), 29-48, DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-2. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-2.АннотацияВо многих западных странах в последние десятилетия происходит бурный рост «никаких». «Никакие» ‒ это респонденты, которые в опросах и исследованиях религиозности утверждают, что не отождествляют себя ни с какой религией, «не имеют религии» («no religion») или «религиозных предпочтений» (religious preferences). Их стремительный рост наблюдается во многих христианских странах от США до Австралии, и он происходит наряду с уменьшением тех, кто идентифицирует себя в качестве христиан. Поскольку они представляют собой быстро растущую часть населения западного мира, важно понять, что они собой представляют, каково их отношение к религии, неверию и духовности? Можно ли их считать абсолютно неверующими и секулярными, или их «не религиозность» в большей степени говорит об отрицании «религии» как таковой, религиозных институтов и авторитетов? Вопрос религиозной принадлежности и идентичности сегодня имеет теоретическое, политическое и правовое измерение, и представляет особую значимость на фоне поляризации западных обществ, появления «нового культурного большинства» в лице «не имеющего религии» населения и мобилизации новых и старых религий. В статье представлен обзор исследований, связанных с ростом «никаких» в разных странах; рассматриваются проблемы их определения, классификации и самоидентификации; в том числе среди молодых поколений, которые оказываются движущей силой роста «никаких», для которых в наибольшей степени характерно сочетание несовместимых элементов; отмечается, что идентичность «никаких» в значительной степени характеризуется совмещением не религиозного, религиозного, духовного, что является признаком «сложной» (не)религиозной идентичности современного человека.Ключевые слова: религия нерелигиозность разнообразие духовность «не имеющие религии» «никакие» «духовные, но не религиозные» миллениалы religion non-religion diversity spirituality “no religion” “nones” “spiritual but not religious” millennials Рубрики: Социология религииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Руткевич Е. Д.Религия // Энциклопедический словарь социологии религии / Под редакцией М. Ю. Смирнова. — СПб.: Платоновское философское общество, 2017. — 508 с. С. 280-282.Руткевич Е. Д.Белла Роберт Нилли // Энциклопедический словарь социологии религии / Под редакцией М. Ю. Смирнова. — СПб.: Платоновское философское общество, 2017. — 508 с. С. 21-23.Руткевич Е. Д.Молодые поколения и (не)религия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2023. № 1. С. 81-97.Руткевич Е. Д., Трофимов С.В.Ле Бра Габриэль // Энциклопедический словарь социологии религии / Под редакцией М. Ю. Смирнова. — СПб.: Платоновское философское общество, 2017. — 508 с. С. 160-163.Руткевич Е. Д.Деприватизация религии // Энциклопедический словарь социологии религии / Под редакцией М. Ю. Смирнова. — СПб.: Платоновское философское общество, 2017. — 508 с. С. 80-84.