Типология исторической памяти о Второй мировой войне: методологические аспекты изучения (на примере студенчества РУДН)



Пузанова Ж.В., Нарбут Н.П., Ларина Т.И., Тертышникова А.Г.
Типология исторической памяти о Второй мировой войне: методологические аспекты изучения (на примере студенчества РУДН) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2020. - Т. 20. - №2. - C. 292-306. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42952333

Размещена на сайте: 08.12.20

Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/23871 (дата обращения 08.12.2020)


Ссылка при цитировании:

Пузанова Ж.В., Нарбут Н.П., Ларина Т.И., Тертышникова А.Г. Типология исторической памяти о Второй мировой войне: методологические аспекты изучения (на примере студенчества РУДН) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2020. - Т. 20. - №2. - C. 292-306. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306 DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306.
Puzanova Z.V., Narbut N.P., Larina T.I., Tertyshnikova A.G. Typology of historical memory about the World War II: Methodological aspects of the study (on the example of the RUDN students) // RUDN Journal of Sociology. - 2020. - Т. 20. - №2. - C. 292-306. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306 DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306.

Аннотация

Изучение массового сознания - одна из наиболее актуальных социологических проблем. Историческая память выступает частью массового сознания и очевидно, что историческая память об одном и том же событии будет иметь специфику в зависимости от социума. Память о Второй мировой войне в настоящий момент выступает объектом манипулирования со стороны политических сил в разных странах с целью изменить общественное мнение в пользу заинтересованных сторон. Особенно таким манипуляциям подвержена молодежь. Студенческая молодежь к тому же является реактивной силой общества и может впоследствии воспринятые влияния перевести в действия. Изучение исторической памяти, которой обладает интернациональное студенчество, дает уникальную возможность получить представления о взглядах на Вторую мировую войну в масштабе всего мира и создать их типологию. В статье приводится вариант типологии исторической памяти, основанный на классической структуре социальной установки и состоящий из аффективного (взгляды на справедливость итогов войны), когнитивного (знания основных вех войны) и поведенческого компонентов (знание и посещение памятных мероприятий по случаю окончания войны и наличие семейных историй). Всего выделено девять типов исторической памяти. Самый большой процент респондентов обладает эмоционально-историческим типом памяти, формально-историческим и «беспамятством». Если не учитывать «беспамятство», доля которого ниже среди российских студентов, у иностранных студентов преобладают эмоционально-исторический и формально-исторический типы памяти, а среди российских студентов - формально-исторический и ценностно-исторический типы. В статье показано, как был выделен каждый тип памяти. В этом смысле она может быть полезна методологам и специалистам в области социологии истории.

Ключевые слова:

вторая мировая война историческая память российские студенты иностранные студенты реконструкция истории фальсификация истории world war ii historical memory russian students foreign students reconstruction of history falsification of history

Рубрики:

История и теория социологии
Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: