Рецепция профессионального языка и технологий зарубежного PR в позднесоветское время Абрамов Р.Н.Рецепция профессионального языка и технологий зарубежного PR в позднесоветское время // Вестник Пермского университета. История. 2020. Т. 51. № 4. С. 51-63.ISSN 2219-3111DOI: 10.17072/2219-3111-2020-4-51-63РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44456551Размещена на сайте: 11.01.21Текст статьи на сайте журнала URL: http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3987 (дата обращения 11.01.2021)Ссылка при цитировании:Абрамов Р.Н. Рецепция профессионального языка и технологий зарубежного PR в позднесоветское время // Вестник Пермского университета. История. 2020. Т. 51. № 4. С. 51-63. DOI: 10.17072/2219-3111-2020-4-51-63.Abramov R.N. Reception of professional language and technologies of foreign PR in late Soviet times. Bulletin of Perm University. History, 2020, Vol. 51, No. 4, pp. 51-63. DOI: 10.17072/2219-3111-2020-4-51-63.АннотацияВ СССР существовал мощный аппарат идеологической работы, встроенный во все государственные и общественные институции, включая систему управления, производство, культуру, искусство и образование. С конца 1950-х гг. растет интерес к зарубежным методам работы с общественным мнением, включая социологию, журналистику, менеджмент, рекламу и связи с общественностью (PR). Идёт процесс культурного трансфера в прагматическом и идеологическом измерениях. Освоение западных методов влияния (включая рекламу и PR) было необходимо для продвижения интересов СССР в странах капитализма и на территории стран, получивших независимость в конце колониальной эпохи. Западные методы влияния стали объектом анализа в жанре квазиакадемической критики буржуазного общества, позволяющем понять содержание основных методов влияния. Критика западной индустрии влияния концентрировалась в издательских сериях «Владыки капиталистического мира», «Критика буржуазной идеологии и ревизионизма», «Империализм: факты, события, документы» и других, которые выходили в издательствах «Мысль», «Прогресс», «Мир», «Политиздат», «Международные отношения», АПН. Рассматриваются направления рецепции языка и технологий западного PR в позднесоветский период. Анализируются избранные публикации советских специалистов по теме критики западных PR. Представлены примеры из практики работы советских институций международного влияния (Внешторгиздат, АП «Новости»), основанные на обобщении воспоминаний сотрудников, которые работали за рубежом в этих организациях, а затем стали известными российскими специалистами по PR в 1990-е гг. Цель статьи – показать избирательную проницаемость советской системы информационного влияния для зарубежных методик и технологий PR и коммерческой рекламыКлючевые слова: культурный трансфер советская индустрия влияния связи с общественностью профессия советское cultural transfer soviet industry of influence public relations profession soviet Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Абрамов Р. Н., Папушина Ю.О.Abramov R. N., Papushina I. O. The Celebration of Heritage in Soviet Fashion: The Case of the Perm Fashion House. ZoneModa Journal, 2018, Vol. 8, Issue. 1, pp. 167-182.Maslovskii M. Soviet modernisation and its legacies from the perspective of civilisational analysis // Philosophical and Cultural Interpretations of Russian Modernisation / Ed. by A. Mustajoki and K. Lehtisaari. London: Routledge, 2017. P. 32-43.Чумиков А. Н., Бочаров М.П., Самойленко С.А.Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции: учебное пособие. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - 520 стр.Абрамов Р. Н.Семиотические ландшафты посткоммунистической ностальгии: На примере музеефикации советского прошлого // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. М.: ИНИОН РАН, 2020. № 1 (41): Гетеротопия и семиотика культурного ландшафта. С. 126-151.Maslovskiy, M. (2023). Johann P. Arnason’s Analysis of Communism and the Debate on Soviet Modernity. International Journal of Social Imaginaries, 2(1), 26-46.