Карымы и метисы в Бурятии: маргинальные люди и Галиндабаева В.В., Карбаинов Н.И.Карымы и метисы в Бурятии: маргинальные люди и/или культурные посредники // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 4 С. 204–232. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.4.8ISSN 1029-8053DOI: 10.31119/jssa.2020.23.4.8РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44472845Размещена на сайте: 14.01.21Текст статьи на сайте журнала URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2020_4/Galindabaeva_Karbainov_2020_4.pdf (дата обращения 14.01.2021)Ссылка при цитировании:Галиндабаева В.В., Карбаинов Н.И. Карымы и метисы в Бурятии: маргинальные люди и/или культурные посредники // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 4 С. 204–232. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.4.8 DOI: 10.31119/jssa.2020.23.4.8.Galindabaeva V.V., Karbainov N.I. (2020) Karymy i metisy v Buryatii: marginal’nyye lyudi i/ili kulturnyye posredniki [Karyms and mestizos of Buryatia: marginal man and/or cultural broker]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 23(4): 204–232 (in Russian). https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.4.8 DOI: 10.31119/jssa.2020.23.4.8.АннотацияНа примере карымов и метисов Бурятии рассматриваются основные причины формирования и устойчивости воспроизводства метисных идентично- стей и то, как эти группы существуют на границах этнических массивов. Научные дискуссии вокруг смешанного (метисного) населения сосредоточены на том, как двойственное этническое/расовое происхождение потомков от межэтнических браков влияет на их социальный статус и положение в обществе. С одной сторо- ны, ученые активно используют концепцию «маргинального человека», с другой стороны, исследователи используют понятие «культурного брокера/посредника». Статья основана на материалах эмпирического исследования, при проведении ко- торого были использованы методы исторической науки и социологии. Мы пока- зываем, как возникают и воспроизводятся метисные идентичности карымов и ме- тисов в рамках «маргинальных ситуаций» и «культурного посредничества». Карымы подвергались маргинализации русскими и бурятами на основании сме- шанного происхождения и (или) религиозной принадлежности, а метисы — на основании их внешности (фенотипа). В то же время карымы осуществляли куль- турное посредничество, занимая позиции священников, учителей, ямщиков и чи- новников. Метисы же могут выступать культурными брокерами в отношениях федеральных и региональных элит в сложных политических условиях. Социаль- ная дистанция между русскими и бурятами значительно сократилась за последнее столетие, поэтому претерпели изменения условия, в которых потомки от смешан- ных браков маргинализуются и осуществляют культурное посредничество. На примере карымов и метисов Бурятии рассматриваются основные причины формирования и устойчивости воспроизводства метисных идентичностей и то, как эти группы существуют на границах этнических массивов. Научные дискуссии вокруг смешанного (метисного) населения сосредоточены на том, как двойственное этническое/расовое происхождение потомков от межэтническихбраков влияет на их социальный статус и положение в обществе. С одной стороны, ученые активно используют концепцию «маргинального человека», с другой стороны, исследователи используют понятие «культурного брокера/посредника».Статья основана на материалах эмпирического исследования, при проведении которого были использованы методы исторической науки и социологии. Мы показываем, как возникают и воспроизводятся метисные идентичности карымов и метисов в рамках «маргинальных ситуаций» и «культурного посредничества».Карымы подвергались маргинализации русскими и бурятами на основании смешанного происхождения и (или) религиозной принадлежности, а метисы — н аосновании их внешности (фенотипа). В то же время карымы осуществляли культурное посредничество, занимая позиции священников, учителей, ямщиков и чиновников. Метисы же могут выступать культурными брокерами в отношенияхфедеральных и региональных элит в сложных политических условиях. Социальная дистанция между русскими и бурятами значительно сократилась за последнее столетие, поэтому претерпели изменения условия, в которых потомки от смешанных браков маргинализуются и осуществляют культурное посредничество.Ключевые слова: маргинальный человек культурный посредник буряты метисы карымы метисация ассимиляция бурятия marginal man cultural broker buryats mestizos karyms racial and cultural intermixing assimilation buryatia Рубрики: ЭтносоциологияРегиональная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Галиндабаева В. В., Карбаинов Н. И.Метисные сообщества как культурные посредники в межэтнических отношениях (на примере карымов и метисов Бурятии) // Социальный капитал современного общества : Материалы работы II Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 6 октября 2017 г . — СПб.: Скифия - принт, 2018. С. 70-75.Галиндабаева В. В., Карбаинов Н. И.Карымы и семейские в Бурятии: трансформации этнического фронтира // Ab Imperio. 2020. № 3. С. 115-156. DOI: 10.1353/imp.2020.0059Галиндабаева В. В.Карымы и семейские: конструирование религиозных границ в сельском сообществе (на примере села Хасурты Республики Бурятия) // Этнокультурная идентичность народов Сибири и сопредельных территорий / отв. ред. Е.Ф. Фурсова. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. С. 370-373.Галиндабаева В. В., Карбаинов Н. И.Карымы и семейские в Бурятии: трансформации этнического фронтира (по материалам полевого исследования в селах Хасурта и Унэгэтэй) // XIV Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Томск, 6-9 июля 2021 г. / Отв. ред. И.В. Нам – Москва; Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. С. 795.Галиндабаева В. В.Возможности и ограничения биографического метода в исследовании метисного сообщества (на примере карымов и семейских села Хасурта Республики Бурятия) // (Авто)биография как объект социологического анализа. Материалы Х чтений памяти В.Б. Голофаста, 3–5 апреля 2018 г. / Под ред. О.Б. Божкова. – СПб.: Норма, 2018. С. 126-134.