Функционирование русского языка в мире: проблемы и пути их решения Арефьев А.Л.Функционирование русского языка в мире: проблемы и пути их решения // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 83-138. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9395Глава из книги: Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. – 415 с. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9376ISBN 978-5-89697-350-8; ISSN 2658-3402DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.5РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44868390Размещена на сайте: 31.03.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Арефьев А.Л. Функционирование русского языка в мире: проблемы и пути их решения // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 83-138. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9395 DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.5.Arefiev A. L. The functioning of the Russian language in the world:problems and ways to solve them. In: Education and science in Russia: state and development potential: Yearbook. Issue 5 / Exec. ed. A. L. Arefiev;FCTAS RAS. – M.: FCTAS RAS, 2020 P. 83-138. URL:https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9395 DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.5.АннотацияСтатья основана на анализе и обобщении результатов комплекс-ного исследования положения русского языка за рубежом и перспективах повы-шения его статуса в зарубежных странах, проведенного по поручению Министер-ства просвещения Российской Федерации Центром социального прогнозированияи маркетинга в период с октября по декабрь 2019 года (автор статьи – научный ру-ководитель проекта). На базе собранной статистики и социологического опроса за-рубежных русистов в ней освещаются современное состояние и тенденции распро-странения русского языка в мире, в том числе в сопоставлении с другими мировымиязыками. Основное внимание уделено ситуации с русскоязычным образованием иизучением русского как предмета и иностранного языка в странах ближнего и даль-него зарубежья во всех типах образовательных организаций, а также вне академи-ческого сектора. На фоне продолжающегося снижения числа владеющих русскимязыком в мире отмечена стабилизация численности контингента в русскоязычныхшколах целого ряда стран СНГ. Рассмотрен положительный опыт и указаны недоче-ты в поддержке русского языка за рубежом, предложен комплекс первоочередныхмер по повышению статуса (престижа) русского языка в мире.Ключевые слова: русский язык в мире владение изучение в школах и вузах russian language in the world proficiency study in schools and universities. Рубрики: Социология образованияСоциология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Русский язык в мире: современное состояние и тенденции распространения. Вып. 3. — М.: Центр социального прогнозирования, 2005. — 312 с.Арефьев А.Л.Русский язык на рубеже XX-ХХI веков. [Электронный ресурс]. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. – 482 стр. 1 CD ROM.Чередниченко Г. А.Cherednichenko G. The Study of Foreign Languages Aboard. Mastery and Results // Russian Education and Society. 2009. Vol. 51, Issue 4. P. 29-49. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/51/4?nav=tocListВознесенская Е. Д.Владение компьютером и иностранными языками в структуре образовательного капитала молодых рабочих // Социология образования. 2013. №7. С. 67-81.Tcherednitchenko G. Un espace réservé. Les écoles spéciales de langues étrangères en Union Soviétique // Actes de la recherche en sciences sociales. Paris, 1993, № 98. P 63-69. URL: http://www.persee.fr/issue/arss_0335-5322_1993_num_98_1