(2021). Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности. Журнал исследований социальной политики, 19(1), 7-22. https: ... Григорьева И.А., Парфенова О.А.(2021). Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности. Журнал исследований социальной политики, 19(1), 7-22. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22ISSN 1727-0634DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=45584680Размещена на сайте: 27.04.21Текст статьи на сайте журнала URL: https://jsps.hse.ru/index.php/jsps/article/view/12236 (дата обращения 27.04.2021)Ссылка при цитировании:Григорьева И.А., Парфенова О.А. (2021). Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности. Журнал исследований социальной политики, 19(1), 7-22. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22 DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22.Grigoryeva, I., & Parfenova, O. (2021). Socially-oriented NPOs and Social Enterprises as Drivers of Denationalization in Social Services: Barriers and Opportunities. The Journal of Social Policy Studies, 19(1), 7-22. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22 DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22.Аннотация«Золотой век» социального государства – в прошлом, оно дрейфует в сторону все более сложных и смешанных моделей, к плюрализации (welfare pluralism). Наряду с этим неолиберальный подход в социальной политике, который реализует в последние годы российское государство, привел к увеличению числа «смешанных» субъектов социальной политики. Речь идет о множестве малых или индивидуальных «предприятий», находящихся в широком спектре от прибыльного бизнеса до благотворительности. Социальные предприятия и социально ориентированные НКО (СО НКО) – поставщики социальных услуг, взаимодействующие в одном поле и конкурирующие за государственные субсидии или гранты. В статье на примере социального обслуживания пожилых людей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области мы отвечаем на вопросы: как происходит разгосударствление социального обслуживания? Каковы барьеры и возможности этого процесса? В рамках теории текущие изменения требуют опоры на классический подход к анализу межсекторных взаимодействий в социальной политике. Использованные для анализа материалы включают в себя: актуальные нормативно-правовые акты; статистические данные; выступления чиновников; научные публикации; материалы с сайтов НКО. В статье показывается, что СО НКО и социальное предпринимательство играют важную роль в разгосударствлении социальных сервисов, которое ускорилось в 2015 г. после принятия Федерального закона о социальном обслуживании. На практике государственные службы зачастую создают организационные и финансовые барьеры для НКО, стремясь сохранить монополию в сфере социального обслуживания. Повысить устойчивость работы НКО могут эндаумент-фонды, но создать их удается редким (даже крупным) НКО. Среди других барьеров – низкая информированность о работе НКО и уровень доверия к ним со стороны населения, плохо отработанный механизм сбыта продукции и услуг. Разгосударствление посредством активного вовлечения СО НКО и социальных предприятий открывает возможности для того, чтобы они эффективно компенсировали несовершенство государственных сервисов, повышали самообеспечение и самозанятость населения. Негосударственные поставщики социальных услуг меняют поле решения социальных проблем, превращая пассивных «получателей услуг» в активных агентов.Ключевые слова: социальное предпринимательство разгосударствление нко барьеры social entrepreneurship denationalization npos barriers Рубрики: Социальная политика и управлениеСоциальная структура и стратификацияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Григорьева И. А., Парфенова О. А.(2021) Роль НКО в развитии community care (общественной заботы) в России. Журнал социологии и социальной антропологии, 24(1): 79–104. https://doi.org/10.31119/jssa.2021.24.1.4Атанасова А. А.Социально ориентированная деятельность как ресурс взаимной адаптации социальной и природной среды: волонтёрство и социальное предпринимательство в природной сфере // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 4230-4238. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM) Климова С. Г.Социальные предприниматели между системным и жизненным миром // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой: В 2 т. Т 1. – Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. – 644 с. С. 57-61.Парфенова О. А.Социальная политика в отношении пожилых граждан: неолиберальный поворот по-русски // Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15 - 17 ноября 2018 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия - принт, 2018. С. 431.Парфенова О. А., Петухова И.С.Конкуренция за заботу о пожилых: тактики социальных сервисов в новых условиях // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 173—186. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.09