Память российских поколений в контексте теории культурной травмы (на материале полевых исследований) Митрофанова А.В.Память российских поколений в контексте теории культурной травмы (на материале полевых исследований) // Историческая память молодого человека: способы формирования и пути сохранения. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 21-23 мая 2021 г. / Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь, Российский православный университет святого Иоанна Богослова в рамках проекта Русская мемориальная культура как способ патриотического воспитания и формирования исторической памяти современной молодежи. - Москва: Летний сад, 2021.- С. 85-91.ISBN 978-5-98856-456-0Размещена на сайте: 30.06.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Митрофанова А.В. Память российских поколений в контексте теории культурной травмы (на материале полевых исследований) // Историческая память молодого человека: способы формирования и пути сохранения. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 21-23 мая 2021 г. / Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь, Российский православный университет святого Иоанна Богослова в рамках проекта Русская мемориальная культура как способ патриотического воспитания и формирования исторической памяти современной молодежи. - Москва: Летний сад, 2021.- С. 85-91.Mitrofanova A.V. The memory of Russian generations in the context of the theory of cultural trauma (based on the material of field research). In: Historical memory of a young person: ways of formation and ways of preservation. Collection of materials of the I All-Russian scientific and practical Conference, Moscow, May 21-23, 2021 / Vysoko-Petrovsky Stavropol Monastery, Russian Orthodox University of St. John the Theologian within the framework of the project Russian memorial culture as a way of patriotic education and formation of historical memory of modern youth. - Moscow: Summer Garden, 2021. - P. 85-91.АннотацияСтатья написана в рамках концепции культурной травмы, предполагающей дистанцию между непосредственно травматогенной ситуацией и коллективным конструированием «травмы» как ее репрезентации. Основой исследования послужила серия глубинных интервью с потомками пострадавших от политических репрессий, направленных на выяснение чувств и мыслей респондентов по поводу пережитого их предками. Установлено, что память потомков носит фрагментарный характер, лишена личного, эмоционального отношения. Потомки затрудняются придать смысл страданиям предков и воспринимают травматогенную ситуацию как деперсонализированную и бессмысленную. Это препятствует выработке мастер-нарратива, которые мог бы способен оказать на общество консолидирующее воздействие. Автор возлагает надежду на ненарративные практики конструирования культурной травмы, предполагающие не создание связного повествования о травматизирующем событии, а воплощение памяти в материальных предметах или действиях.Ключевые слова: культурная травма массовые политические репрессии межпоколенческая память мастер-нарратив ненарративные практики cultural trauma mass political repression intergenerational memory master-narrative non-narrative practices Рубрики: Политические институтыСоциология поколенийВозможно, вам будут интересны другие публикации:Митрофанова А. В., Рязанова С., Бенда Р.Mitrofanova, A.; Riazanova, S.; Benda, R. Soteriology of Suffering: Evangelical Christians in Russia and the Trauma of Political Repression. Religions, 2020, 11, 591.Прошлое, которое не уходит: культурная травма, историческая память и идентичность : [монография] / О. М. Михайленок, А. В. Митрофанова, О. А. Богатова [и др.] ; отв. ред. А. В. Митрофанова ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – 216 с.Митрофанова А. В., Рязанова С.В., Пляйс Я.А.Место как палимпсест событий и интерпретаций в политике памяти (на примере музея «Следственная тюрьма НКВД») // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 3-16.