Динамика диаметра зрачка как индикатор когнитивной нагрузки респондента: методический эксперимент по сравнению CASI и P&PSI вопросников ...



Девятко И.Ф., Богданов М.Б., Лебедев Д.В.
Динамика диаметра зрачка как индикатор когнитивной нагрузки респондента: методический эксперимент по сравнению CASI и P&PSI вопросников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 1. С. 36–49.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-1-36-49
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=44806903

Размещена на сайте: 21.07.21

Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/25770 (дата обращения 21.07.2021)


Ссылка при цитировании:

Девятко И.Ф., Богданов М.Б., Лебедев Д.В. Динамика диаметра зрачка как индикатор когнитивной нагрузки респондента: методический эксперимент по сравнению CASI и P&PSI вопросников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 1. С. 36–49. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-1-36-49.
Deviatko I.F., Bogdanov M.B., Lebedev D.V. Pupil diameter dynamics as an indicator of the respondent’s cognitive load: Methodological experiment comparing CASI and P&PSI. RUDN Journal of Sociology, 2021, 21 (1), 36–49. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-1-36-49.

Аннотация

В последние годы наряду с общим ростом интереса к использованию различных методов измерения когнитивной нагрузки и субъективно ощущаемого умственного усилия, связанных с решением различных задач и межличностной коммуникацией, наблюдается и рост специфического интереса исследователей, работающих в различных областях социальных наук, к возможностям применения мультимодальной оценки когнитивной нагрузки интервьюера и респондента с использованием объективных и субъективных индикаторов, включая параданные и данные веб-камер, в целях оптимизации её воздействия на качество опросных данных.  При этом все еще недооцененными остаются возможности сравнительно новых подходов к измерению когнитивной нагрузки с помощью нейрофизиологических методов, подобных использованию малозаметных и не нарушающих естественное протекание деятельности респондентов и интервьюеров современных носимых устройств для окулографии (айтрекинга и пупиллометрии), позволяющих провести точную временную привязку динамики измеряемых показателей (прежде всего, размера зрачка) к конкретному формату вопроса, способу и фазе заполнения, наличию локализованного во времени внешнего воздействия и т.д. Существующие количественные исследования когнитивной нагрузки, возникающей в ходе проведения социологических опросов, и её возможного влияния на качество опросных данных фокусировались преимущественно на компьютеризованном (CAPI) или использующем бумажные технологии (PAPI) интервьюировании, тогда как специфика когнитивной нагрузки, возникающей в процессе самостоятельного заполнения респондентами компьютеризованных (CASI) и бумажных (P&PSI) вопросников оставалась малоизученной. В статье представлены результаты методического эксперимента, в котором использовалась модифицированная версия разработанного нами ранее мультимодального подхода к сравнительной оценке когнитивной нагрузки интервьюеров при заполнении бумажных и компьютеризованных версий анкеты, для оценки когнитивной нагрузки респондентов. Мы расширили диапазон применяемых методов оценки когнитивной нагрузки за счет использования носимого окулографического устройства (айтрекера) в целях измерения динамики величины зрачка, связанной с заполнением отдельных анкетных вопросов. Результаты эксперимента позволили подтвердить гипотезу о приблизительной эквивалентности двух способов заполнения анкеты с точки зрения когнитивной нагрузки для молодых респондентов, имеющих высокий уровень функциональной компьютерной грамотности, а также провести первичную оценку технических и метрологических  возможностей и ограничений, связанных с использованием показателей динамики зрачка, измеряемых с помощью носимого окулографического устройства, для изучения когнитивной нагрузки респондента.

Ключевые слова:

когнитивная нагрузка мультимодальная оценка когнитивной нагрузки, связанной с самостоятельным заполнением анкеты casi и p&psi качество опросных данных динамика размера зрачка шкала пааса время заполнения cognitive load multimodal assessment of the cognitive load associated with self-completion of the questionnaire casi and p&psi survey data quality pupil size dynamics paas scale completion time.

Рубрики:

Методология социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: