Влияние COVID-19 на систему высшего образования Таланов С.Л., Кушнарев Ф.Ю., Березин Д.Т., Румянцева Е.С.Влияние COVID-19 на систему высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 12-22. DOI: 10.20339/AM.10-20.012ISSN 1026-955XDOI: 10.20339/AM.10-20.012 РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=44166587Размещена на сайте: 13.08.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Таланов С.Л., Кушнарев Ф.Ю., Березин Д.Т., Румянцева Е.С. Влияние COVID-19 на систему высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 12-22. DOI: 10.20339/AM.10-20.012 DOI: 10.20339/AM.10-20.012 .Talanov S.L., Kushnarev F.Yu., Berezin D.T., Rumyantseva E.S. Impact of COVID-19 on the higher education system. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2020. No. 10. P. 12-22. DOI: 10.20339/AM.10-20.012 DOI: 10.20339/AM.10-20.012 .АннотацияАнализируется влияние на систему высшего образования введенных из-за распространения инфекции COVID-19 ограничений. Авторами проведено социологическое исследование (онлайн-опрос) среди студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной формах обучения, а также среди выпускников средних общеобразовательных школ (11классов) расположенных в малых, больших и крупных городах Ярославской области. Кроме того, проведены видео-интервью с помощью сервиса Zoom: ряда абитуриентов, родителей абитуриентов, преподавателей, позиционных экспертов. Установлено, что появление и распространение COVID-19 и связанные с ним ограничения внесли определенные коррективы в стратегии абитуриентов и студентов. Несмотря на все изменения, возникшие из-за коронавирусной инфекции, только незначительная часть абитуриентов и студентов, обучающихся на внебюджетной основе решили изменить свои планы. Делается вывод, что для значительной части абитуриентов получение высшего образования - это попытка продолжить оставаться в знакомой комфортной среде (продолжение «детства»). Несмотря на постоянные стрессы в школе, ожидание от перспективы потери размеренной, знакомой предсказуемой жизни еще больший стресс. Родители из семей, относящихся к среднересурсным и сильноресурсным семьям, как правило, поддерживают решение своих детей учится. При этом решение о поступлении в вуз принимается задолго до окончания школы. Родители из слаборесурсных семей, как правило, пытаются дать профессию, а не высшее образование. При этом выявлено, что дети из семей, относящихся к слаборесурсным семьям все равно в большей своей массе, отмечают, что если бы обладали необходимыми ресурсами, попытались бы получить высшее образование. Кроме того, авторы приходят к выводу, что на принятие решения о поступлении вуз большое влияние оказывает нисколько экономический капитал семьи, сколько ценности семьи, а также влияние референтной личности.Ключевые слова: онлайн-опрос видео-интервью covid-19 абитуриенты студенты вузы референтная личность online survey video interview applicants students universities reference person Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Бабуркин С.А., Таланов С. Л., Алешин В.В.Учебная миграция выпускников средних школ: предпосылки и мотивы (на материалах Ярославской области) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 24-35. DOI 10.20339/AM.08-21.024Ивахненко Г. А.Здоровьесберегающие технологии в вузах Москвы // X Международная научная конференция «Сорокинские чтения» «Здоровье российского общества в XXI веке: социологические, психологические и медицинские аспекты». Сборник материалов. Электронное издание. – М.: Издательство Московского университета, 2016. – С. 798-800.Арефьев А. Л.Об экспорте российского образования (интервью журналу «Education Export Magazine») // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 393-415. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9392Чередниченко Г. А.Проблематика и методы исследования // Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда: монография / Г. А. Чередниченко, Е. Д. Вознесенская, И. С. Кузнецов; отв. ред. Г. А. Чередниченко, ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 4-20. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=8499Elena I. Pronina, Great Patriotic War: on the crossroads of views of past and future Russian generations. Futuribili. Rivista di studi sul futuro e di previsione sociale. 2020, n. 1/2, Vol. XXV, EUT Edizioni Università di Trieste, Trieste, 2020, pp. 79-102.