Преподавательский труд в условиях пандемии: академический неолиберализм и эмоционализация



Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л.
Преподавательский труд в условиях пандемии: академический неолиберализм и эмоционализация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3 (163). С. 155-178. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1924.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2021.3.1924
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=46454221

Размещена на сайте: 23.09.21

Текст  статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1924 (дата обращения 23.09.2021)


Ссылка при цитировании:

Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Преподавательский труд в условиях пандемии: академический неолиберализм и эмоционализация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3 (163). С. 155-178. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1924. DOI: 10.14515/monitoring.2021.3.1924.
Chernova Zh., Shpakovskaya L. (2021) Teaching during a pandemic: academic neoliberalism and emotionalization. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. 2021. No. 3. P. 155–178. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1924. (In Russ.) DOI: 10.14515/monitoring.2021.3.1924.

Аннотация

В статье изучается изменение содержания труда преподавателей, практик преподавания и моделей взаимодействия в виртуальном учебном классе, трудозатрат на выполнение профессиональных обязанностей и их типов. Рассматривается переопределение баланса труда и отдыха во время вынужденного перехода на дистанционную форму обучение в период пандемии COVID-19. Мы изучаем, как преподаватели видят свою работу, как структурируют рабочее время и время отдыха, а также какие стратегии адаптации к новым условиям труда и жизни они вырабатывают. Вынужденный переход на онлайн-формат обучения потребовал от университетских преподавателей оперативно перестроить практики работы, переопределить место и содержание труда в контексте изменений границ между публичной и приватной сферами, вписать свои профессиональные обязанности в новый формат повседневной жизни в режиме самоизоляции. В статье применяются основные положения социологии повседневности (И. Гофман), с фокусом на микроуровне анализа повседневных коммуникаций; и социологии эмоций (А. Хокшилд). Эмпирическими материалами исследования выступили полуструктурированные интервью с преподавателями российских университетов (N = 28). Анализ этих данных позволил сформулировать ряд выводов и дал возможность понять, какие стратегии онлайн-обучения студентов и модели взаимодействия в виртуальном учебном классе выработали преподаватели, адаптируясь к вынужденному переходу на дистанционный формат работы, как изменение места и содержания труда преподавателей определило пересмотр политик контроля своего времени и трудозатрат, в том числе возрастание нагрузки по выполнению эмоциональной работы в ситуации уплотнения и гетеротопичности пространства. В целом вынужденный массовый переход преподавателей на дистанционную форму работы актуализировал проблематику содержания труда преподавателя, его подотчетности административным структурам и формальным правилам регламентации, а также обострил социальные неравенства в контексте неолиберальной академии.

 

Ключевые слова:

академическая профессия университет пандемия баланс труда и жизни социальные неравенства эмоциональная работа academic career university pandemic social inequalities emotional work

Рубрики:

Социология семьи
Социология труда



Возможно, вам будут интересны другие публикации: