Трансформация международной образовательной миграции во время пандемии COVID-19 Рязанцев С.В., Очирова Г.Н.Трансформация международной образовательной миграции во время пандемии COVID-19 // Социальное пространство. 2021. Т. 7. № 4. DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29067ISSN 2499-9881DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47088317Размещена на сайте: 01.11.21Текст статьи на сайте журнала URL: http://socialarea-journal.ru/article/29067/full?_lang=ru (дата обращения 01.11.2021)Ссылка при цитировании:Рязанцев С.В., Очирова Г.Н. Трансформация международной образовательной миграции во время пандемии COVID-19 // Социальное пространство. 2021. Т. 7. № 4. DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29067 DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3.Ryazantsev S.V., Ochirova G.N. Transformation of International Educational Migration during the COVID-19 Pandemic. Social area, 2021, vol. 7, no. 4. DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29067?_lang=en DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3.АннотацияВ статье рассматривается влияние пандемии COVID-19 на потоки иностранных студентов, в том числе отмечается сокращение масштабов международной учебной миграции и ухудшение положения иностранных студентов в странах приема. Выявлено, что пандемия COVID-19 изменила положение иностранных студентов, многие из которых, выехав в свои страны, в настоящее время не могут вернуться к месту обучения, а те студенты, которые не возвращались на родину, не видят перспектив оставаться в странах получения образования по разным причинам. Мировой рынок образовательных услуг оказался серьезно нарушенным в результате пандемии. Отмечается, что трансформируется миграционная политика стран приема международных образовательных мигрантов в сторону роста ограничений: учебные визы не выдаются, отзываются визы у граждан некоторых государств, усложняется процедура выдачи виз и видов на жительство. В статье констатируется, что наступает новый этап в развитии и регулировании международной образовательной миграции, который, возможно, приведет к переструктурированию мирового рынка образовательных услуг. Вследствие пандемии COVID-19 происходит диверсификация направлений международной образовательной миграции. Выявлено, что Великобритания и Канада воспользовались ситуацией пандемии и нарастили объемы экспортных услуг в сфере высшего образования. Несмотря на пандемию COVID-19, России также удалось увеличить прием иностранных студентов в 2020 году посредством либерализации процедуры приема: онлайн-подачи документов, проведения вступительных испытаний онлайн, отсрочки предоставления оригиналов документов и пр. В сочетании с фактором низкой стоимости обучения и проживания переформатирование мирового рынка образовательных услуг дает России хорошие шансы на выход на новый уровень привлечения иностранных студентов, в том числе за счет азиатских стран (КНР, Вьетнам и др.).Ключевые слова: иностранные студенты образовательная миграция человеческий капитал экспорт образования пандемия covid-19 цифровизация образования онлайн-миграция миграционная политика foreign students educational migration human capital education export covid-19 pandemic digitalization of education online migration migration policy Рубрики: Смежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Скоробогатова В. И.Миграционная политика России в контексте экспорта образования: конституционно-правовые основы и перспективы развития: [монография] / В.И. Скоробогатова; ФНИСЦ РАН. – М.: Перспектива, 2021. – 180 с.Очирова Г. Н.Образовательная миграция из Республики Бурятия: факторы, масштабы и направления // Вестник университета. 2021. № 4. С. 181–188. Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И.Правовые аспекты образовательной миграции в контексте вызовов пандемии // Миграционное право. – 2021. – № 2. – С. 3-7. – DOI 10.18572/2071-1182-2021-2-3-7.Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Лукьянец А. С.Особенности образовательной миграции в контексте цифровизации // Информационное общество. – 2021. – № 3. – С. 32-40.Арефьев А. Л.Об экспорте российского образования (интервью журналу «Education Export Magazine») // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 393-415. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9392