Воздействие пандемии на социально-психологическое самочувствие и поведение россиян
Коленникова Н.Д.
Воздействие пандемии на социально-психологическое самочувствие и поведение россиян // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Российское общество в условиях пандемии: год спустя (опыт социологической диагностики). 2021. № 2. С. 18–32. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=9962

Глава из книги: Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Российское общество в условиях пандемии: год спустя (опыт социологической диагностики). 2021. № 2. 109 с. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=9922
ISSN 2686-8245; ISBN 978-5-89697-353-9
DOI: 10.19181/INAB.2021.2.2
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47176332
Размещена на сайте: 20.11.21

Ссылка при цитировании:
Kolennikova N.D. The Impact of the pandemic on the socio-psychological the well-being and behavior of Russians // Information and Analytical Bulletin (INAB). Russian society in the context of the pandemic: a year later (the experience of sociological diagnostics). 2021. No. 2. P. 18-32. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=9962 DOI: 10.19181/INAB.2021.2.2.
Аннотация
В статье показано, что масштабы ущерба, вызванного пандемией, чаще видятся россиянам существенными в отношении страны в целом, хотя в отношения себя лично и ближайшего окружения ситуация воспринимается заметно спокойнее. Ключевые негативные последствия пандемии респонденты обычно связывают со сферами экономики, образования и здравоохранения. Перечень конкретных последствий в течение последнего года был достаточно динамичным: россияне стали чаще упоминать рост расходов на продукты и медикаменты, увеличилась доля переболелевших COVID-19, сократилась группа тех, кто год назад не фиксировал в своей жизни никаких изменений, хотя в целом её численность остается значительной (43%). Выделяются ещё две группы россиян, воздействие пандемии на которые носило специфический характер. К первой относится примерно треть населения, сумевшая относительно благополучно адаптироваться к условиям коронакризиса, прежде всего за счет аккумуляции финансовых ресурсов и развитого человеческого потенциала. Вторая группа включает пострадавших от пандемии в наибольшей степени, в том числе с точки зрения психоэмоционального фона. Её численность составляет ещё около трети респондентов. Новые поведенческие практики и ограничения, появившиеся в ходе пандемии, воспринимаются россиянами дифференцировано и, как правило, в негативном или позитивно-нейтральном ключе.
Ключевые слова:
пандемия covid-19 социальное самочувствие коронакризис социальная сфера поведенческие практики pandemic covid-19 social well-being coronacrisis social sphere behavioral practicesРубрики:
Социология общественного мненияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Коленникова Н. Д.
Постпандемические последствия Сovid-19 и их влияние на массовое сознание и поведенческие практики россиян // Российское общество и вызовы времени. Книга шестая / ФНИСЦ РАН, Институт социологии. Под ред. М.К. Горшкова и Н.Е. Тихоновой. Москва: Издательство «Весь Мир», 2022. С. 95-118. - Коленникова Н. Д.
Воздействие коронакризиса на социальное благополучие работающих россиян // Теория и практика общественного развития. 2021. №12. С. 41–50. - Левашов В. К., Анищенко А.В., Шушпанова И. С.
Проблемы бизнеса и предпринимательства в условиях пандемии COVID-19 // Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие: [монография] / А.В. Торкунов, С.В. Рязанцев, В.К. Левашов [и др.]; Под ред. А.В. Торкунова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова; вступ. слово А.В. Торкунова. — М.: Издательство Аспект Пресс, 2021. С. 142-154. - Левашов В. К., Афанасьев В. А., Великая Н. М., Гребняк О. В., Новоженина О. П., Шушпанова И. С.
Российское общество и государство условиях пандемии // Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие: [монография] / А.В. Торкунов, С.В. Рязанцев, В.К. Левашов [и др.]; Под ред. А.В. Торкунова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова; вступ. слово А.В. Торкунова. — М.: Издательство Аспект Пресс, 2021. С. 43-58. - Коленникова Н. Д.
Социальная справедливость и неравенство в зеркале общественного мнения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 4. С. 975-991.