Журнал: Социологические исследованияЧередниченко Г. А.Инженерная подготовка в структуре высшей школы и профессионального выбора молодежи Чередниченко Галина Анатольевна , главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия galcher2211@gmail.comDOI: 10.31857/S0132162524090082ID статьи на сайте журнала: 10207 Ссылка при цитировании: Чередниченко Г. А. Инженерная подготовка в структуре высшей школы и профессионального выбора молодежи // Социологические исследования. 2024. Том 50. № 9. С. 89-99. DOI: 10.31857/S0132162524090082Рубрика: Социология образованияАннотацияНа данных статистики, мониторингов и социологических исследований анализируются структурные элементы вузовской сети инженерной подготовки и ее востребованность у разных социальных групп молодежи. Недавний разворот выбора выпускников школ в сторону инженерных специальностей связан, прежде всего, с расширением возможностей трудоустройства и построения карьеры, а также с ростом привлекательности передовых технических квалификаций. Концентрация подготовки кадров для развития прорывных технологий в топовых, селективных университетах обеспечивается объединением вложений госбюджета, крупных корпораций, развитием инновационных форм обучения, в частности в рамках проекта «Передовые инженерные школы», а также инвестициями семей с высоким культурным и экономическим капиталом в обеспечение конкурентоспособности будущих студентов и частично в их обучение. Успешная подготовка по массовым программам инженерного образования в региональных вузах, где с 2022 г. увеличено число бюджетных мест приема, тормозится большой нехваткой качественно подготовленных школьников- абитуриентов. Лучшие результаты показывает практика привлечения целевых социальных групп молодежи с сохранением ценности технического труда, например, в различных формах мобилизации трека «Школа – СПО – инженерная подготовка ВО».Ключевые словавысшее образование; структурные элементы инженерной подготовки; выбор молодежью инженерных специальностейЛитератураЗборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мобилизация ресурсов научно- педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО) // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 60–71. Ключарев Г. А. О подготовке инженерных кадров для наукоемких производств (взгляд работодателей) // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 51–59. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. Образование в цифрах: 2017: кр. стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2017. Образование в цифрах: 2023: кр. стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2023. Основные стратегии выбора вуза и барьеры, ограничивающие доступ к высшему образованию. М.: НИУ ВШЭ, 2021. Инф. бюл. № 17. Прахов И. А. Влияние инвестиций в дополнительную подготовку на результаты ЕГЭ // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 74–99. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. М.: НИУ ВШЭ, 2020. Сер. Современная аналитика образования. № 13(43). Чередниченко Г. А. Вознесенская Е. Д., Кузнецов И. С. Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда / Отв. ред. Г. А. Чередниченко. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014. Чередниченко Г. А. Перемены в после- школьных траекториях молодежи: социальная дифференциация // Социологические исследования. 2023. № 9. C. 51–62. Cherkaoui M. Sociologie de l’éducation. P.: PUF, 2010.Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 9, 2024>> Архив журнала