Журнал: Вестник Института социологии

Савинков В. И., Шереги Ф. Э.
Национальный проект «Образование» и модернизация системы высшего образования

Савинков Владимир Ильич ,
anpavluk@gmail.com

ID статьи на сайте журнала: 112


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Савинков В. И., Шереги Ф. Э. Национальный проект «Образование» и модернизация системы высшего образования // Вестник Института социологии. 2011. № 2. С. 8-34

Рубрика:

Тема номера: Образование и молодёжь в России

Аннотация

Статья посвящена анализу осуществления национального проекта «Образование». Показана его актуальность в связи с модернизацией российской экономики и необходимостью институциональных изменений в системе образования. Рассматриваются взаимоотношения представителей региональной власти с вузами, участвующими в проекте, которые эксперты оценивают достаточно высоко. Победа вуза в конкурсе в рамках указанного проекта, по мнению представителей администрации субъектов РФ, оказала положительное влияние как на статус вуза в целом, так и на его рейтинг среди других учебных заведений региона. Отмечено также взаимодействие вуза – победителя конкурса с общественными организациями. Дана оценка влияния участия вузов в национальном проекте «Образование» за последние два года на характер их образовательной и научной деятельности. Показаны изменения, которые произошли благодаря государственной поддержке в рамках проекта в вузах. Представлена оценка трансформации организационной структуры вузов, которая выражается в том числе в расширении демократических начал управления на уровне принятия стратегических решений образовательной политики. Рассматриваются разнообразные аспекты совершенствования научной и образовательной деятельности вузов, участвующих в проекте, роль информационных технологий в её осуществлении и т.п. Приведённые данные свидетельствуют от том, что в субъектах Российской Федерации развитие образования происходит в комплексе с модернизацией системы образования в целом, с усовершенствованием иных социальных институтов. Система образования изменяется не только под влиянием федеральной политики, но и в значительной степени подвержена влиянию изменений функционирования региональных систем образования. Национальный проект «Образование» является стержневым фактором модернизации системы образования в ближайшие годы. Его реализация требует активного участия всех заинтересованных сторон: учителей и преподавателей, руководителей учебных заведений, территориальных органов управления образованием. Необходимым условием такого широкого участия является полная информированность всех заинтересованных субъектов по всему спектру вопросов, касающихся модернизации образования.

Ключевые слова

национальный проект «Образование», высшее образование, модернизация образования

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 848 «О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2007 г. № 826.

3. Об основных итогах и перспективах реализации приоритетного национального проекта «Образование» // Образование в документах. Информационно-аналитический бюллетень. 2008. Январь. № 2 (17). C. 65.

4. О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году и задачах на 2008 год // Образование в документах. Информационно-аналитический бюллетень. 2008. Январь. № 1 (285). С. 36.

5. Шереги Ф. Э., Зайцев С. Б. Прогноз изменения численности учащейся молодёжи образовательных учреждений Российской Федерации (2007/08–2012/2013 учебные годы). М.: ЦСП, 2008.

6. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825.