Журнал: Вестник Института социологии

Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г.
О некоторых тенденциях изменения этнорелигиозной структуры населения России

Гаврилов Юрий Андреевич, к.п.н., ст.н.с., ведущий научный сотрудник
krista8888@yandex.ru

Шевченко Александр Георгиевич , старший научный сотрудник
malbruk1954@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала: 162


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О некоторых тенденциях изменения этнорелигиозной структуры населения России // Вестник Института социологии. 2012. № 4. С. 61-78

Рубрика:

Религия в современном мире: ракурсы проблемы

Аннотация

В статье проведён анализ статистических данных по материалам переписей населения Российской Федерации, начиная с 1970 г. целью которого был анализ динамики численности этносов православно-христианской, мусульманской, буддийской и иных культур. Аргументирована связь этнической и конфессиональной принадлежности, что позволило использовать для анализа данные советских переписей, в которых не указывалась конфессиональная принадлежность, но обозначалась национальная. При этом необходимо учитывать определённую религиозную неоднородность российских этносов. Представлен подробный анализ динамики численности этносов православно-христианской культуры, неправославных христианских этносов, этносов мусульманской культуры и других нехристианских этносов начиная с 1970-х годов. Выявлены основные тенденции изменения этнорелигиозной структуры населения. Сокращение численности российского населения происходило главным образом за счёт народов, входящих в состав православно-христианской этнорелигиозной общности. Причём в первую очередь речь идёт о русском народе, который выступает в качестве ядра не только этой общности, но и всей российской цивилизации. Мусульманские народы постоянно наращивают свой количественный состав. В результате можно констатировать устойчивую тенденцию к изменению этнорелигиозной структуры населения РФ, связанную с заметным увеличением удельного веса мусульманской этнорелигиозной общности. Причинами этого, вероятно, являются сохранение важной роли религии у мусульман в советский и постсоветский периоды и высокий уровень миграции. В буддийско-восточноазиатской этнорелигиозной общности наибольший рост демонстрируют диаспоры представителей стран дальнего зарубежья. На основе исследования поставлены задачи гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в стране: предотвращение разрушения русского православного ядра многонационального российского народа посредством исправления этнодемографической ситуации в регионах, составляющих центр исторической России; укрепление позиций традиционного российского ислама имеющего многовековой исторический опыт мирного сосуществования с православным большинством в составе одного государства; формирование толерантных добрососедских отношений между этническими и религиозными сообществами; упорядочение миграционных потоков из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Ключевые слова

этнос, национальность, религиозная принадлежность, этническая структура, мусульманские народы, православные народы, религиозный фактор, этнорелигиозная общность, этнорелигиозная структура

Литература

 

  1. Очерки истории распространения исламской цивилизации. Том 1. М.: РОССПЭН, 2002.

  2. Логинов А. В. Власть и вера: Государственные и религиозные институты в истории и современности. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.

  3. Тростников В. Н. Православная цивилизация: Исторические корни и отличительные черты. М., 2004.

  4. Тростников В. Н. Русские – кто мы? // Десятина. М., 2000. № 16.

  5. Религии народов современной России: Словарь. 2-е изд. М.: Республика, 2002.

  6. Вера. Этнос. Нация: Религиозный компонент этнического сознания. М.: Культурная революция, 2007.

  7. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. М.: Республика, 2001.

  8. Силантьев Р. А. Ислам в современной России: Энциклопедия. М.: Алгоритм, 2008.

  9. Солженицын А. И. Сбережение народа – высшая изо всех государственных задач // Московские новости. 2006. 28 апреля – 4 мая.