Журнал: Вестник Института социологииСимакова А. А.Корпоративное образование в российских компаниях: социологический анализ Симакова Анна Александровна , сотрудник anna_litvinenko@mail.ruID статьи на сайте журнала: 179 Полный текстТекст статьиСсылка при цитировании: Симакова А. А. Корпоративное образование в российских компаниях: социологический анализ // Вестник Института социологии. 2012. № 4. С. 166-181Рубрика: Практики образования и просвещенияАннотацияВ предлагаемой работе анализируется практика ряда российских компаний в отношении сложившейся в них системы корпоративного образования. Работа основана на исследовании практик корпоративного образования в российских компаниях. Рассматривается ряд аспектов корпоративного образования: направленность и результативность, формы и методы обучения, мотивация руководителей и персонала к обучению, взаимозависимость обучения и карьеры. Обучение позволяет не только повышать уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и формировать у них такую систему ценностей и установок, которые соответствуют сегодняшним реалиям и поддерживают рыночную организационную стратегию. Анализ процесса институционального оформления системы корпоративного образования в современной России, основанный на изучении существующей в этой области научной литературы, показывает, что в настоящее время в России активно формируется общественная потребность в качественном профессиональном образовании. Исследование показало, что сегодня корпоративное образование занимает определённую нишу на российском рынке образовательных услуг. Его задача заключается в том, чтобы способствовать удовлетворению потребности в обучении сотрудников с помощью разнообразных программ, как по профилю работы специалиста, так и направленных на развитие его личности. Корпоративное образование способствует качественному улучшению работы сотрудников, прошедших данные программы, а также увеличивает интеграцию персонала компании. Существенным недостатком современного корпоративного образования является обучение персонала в отрыве от многих остальных процессов, которые непосредственным образом должны были быть с ним связаны. Среди них: мониторинг карьеры обученных сотрудников, их карьерный рост, работа с кадровым резервом. Отсутствие подобных практик может свидетельствовать о существенном несовершенстве системы корпоративного образования. Проблемой также является отсутствие законченного цикла обучения: начиная от диагностики потребностей в обучении и заканчивая мониторингом его результатов.Ключевые словакорпоративное образование, руководители компаний, образование и карьера, активные методы обучения, эффективность обученияЛитература Магура М. И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании. М.: Управление персоналом, 2003. Непрерывное образование в экономическом и политическом контекстах / Отв. ред. Г. А. Ключарёв. М.: ИС РАН, 2008. Кудрявцева Е. И., Козин А. А. Корпоративное обучение как современная форма повышения квалификации персонала организации // Теория и практика управления. 2006. № 2 (7). Козина И., Баскакова М., Московская А. и др. Состояние социально-трудовых отношений в России: проблемы трансформации и методы измерения. 2009 (рукопись). Караман Е. В. Институционализация корпоративного образования в современной России: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04. Екатеринбург, 2009. Ананченкова П. И., Фокина Н. В. Оценка готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Труд и социальные отношения. 2009. № 9. Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 4, 2012>> Архив журнала