Журнал: Вестник Института социологииПопова Е. С.«Новые концепты» социологии образования: возникновение и проблемы операционализации Попова Екатерина Сергеевна, к.соц.н. ведущий научный сотрудник espopova@isras.ruID статьи на сайте журнала: 204 Полный текстТекст статьиСсылка при цитировании: Попова Е. С. «Новые концепты» социологии образования: возникновение и проблемы операционализации // Вестник Института социологии. 2012. № 5. С. 202-215Рубрика: Социология образования:теоретические концептыАннотацияВ фокусе статьи находятся аспекты возникновения и операционализации «новых концептов» науки, в частности, в языке описания социологии образования. Концепт выступает глобальной мыслительной единицей, «сгустком смысла», который включает в себя как личностные, индивидуальные смыслы, так и социально-культурные. Для того чтобы «освободить» концепт от личностных смыслов, необходим процесс операционализации. Процесс операционализации можно обозначить как процесс соединения когнитивных структур исследователя с исследовательской реальностью. На основе анализа научной литературы по вопросам концептуализации и операционализации, предлагается модель изучения «новых концептов» социологии, в которой социологическое объяснение будет считаться обоснованным, если удастся показать, что оно соответствует значениям, используемым индивидами в практике конструирования общественных реальностей. Кроме того, операционализация концепта должна быть логичной, не подразумевающей «затемнения» значения концепта или подмену его сути, а операциональные определения должны отвечать общеметодологическим требованиям релевантности, валидности, устойчивости, точности, сбалансированности и компактности. В работе анализируется взаимосвязь общественных изменений и тенденций развития общества с языком описания объекта исследования через призму возникновения и операционализации «новых концептов», в том числе концепта «рынка образовательных услуг» и концепта реализации «образовательных потребностей». Анализ концептов показывает, что не важно, заимствуется ли концепт из языка повседневной жизни в научный язык или из языка одной научной дисциплины в другую. Если «новый концепт» получает высокий уровень операционализации с соблюдением всех выработанных общеметодологических требований, то он станет использоваться в практике проведения социологических исследований. Однако зачастую процесс операционализации остаётся за рамками описания исследований. Учёные не всегда уделяют существенное внимание описанию процедуры разработки операциональных определений. Процесс выработки операциональных определений должен стать открытым не только в специализированных пособиях по методике и методологии социологического исследования для студентов и аспирантов, но и быть необходимым пунктом в практике описания социологических исследований.Ключевые слова социология образования, «новые концепты», социологическое исследование, концептуализация, операционализация, образованиеЛитература Maasen S. Metaphors and the dynamics of knowledge. L.: Routledge, 2000. Altbach P. G., Reisberg L., Rumbley L. E. Trends in global higher education // Global perspectives on higher education. Vol. 22. Теория, методология и концептуализация. Цит. по: Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978. Encyclopedia of sociology. 2nd ed. N. Y.: Macmillan Reference USA, 2000. Annual Review of Sociology. 2011 // URL: http://www.jstor.org/action/showPublication?journalCode=annurevisoci [Дата посещения: 11.07.2012]. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Жинкин Н. И. Избранные труды. М.: Лабиринт, 1998. Vogt W. Paul. Dictionary of statistics and methodology: A nontechnical guide for the social sciences. Newbury Park, CA, USA: SAGE Publications, 1993. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Реальность образования и исследовательские реальности. М.: ГУ ВШЭ, 2010. Найдёнова Л. И. Современные тенденции в развитии отечественной социологии образования // Социосфера. 2011. № 1. C. 47–52 URL: http://psyjournals.ru/sociosphera/2011/n1/41583_full.shtml [Дата посещения: 11.07.2012]. Поправко Н. В., Рыкун А. Ю. Социологический анализ локального рынка образовательных услуг: проблемы методологии и концептуализации в рамках оформления экспертной позиции // Экспертиза инновационных процессов в образовании: Подходы к проблеме экспертизы в образовании. Кн. I. Материалы III Всероссийской конференции «Традиционные и инновационные процессы в образовании: экспертиза как способ развития образовательных практик. Томск, 15-16 октября 1998 г. Томск, 1999. С. 136–143. URL: http://siterium.trecom.tomsk.su/popravko/Poprav_6.htm [Дата посещения: 11.07.2012]. Русанов Д. В. Региональный университет в условиях глобализации: особенности социологического исследования // Официальный сайт ИС РАН. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1209559296.pdf [Дата посещения: 11.07.2012]. Логунова О. С. Социально-профессиональная стратегия вуза и образовательное поведение молодёжи: методология социологического анализа // URL: http://tinyurl.com/3b3h3ox [Дата посещения: 11.07.2012]. Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. М.: Мысль, 2003. Тейтельман Н. Б. Потребности в образовании студентов негосударственных вузов. Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06: Екатеринбург, 2004, 161 c. РГБ ОД, 61:05-22/174. URL: http://diss.rsl.ru//diss//05/0306/050306031.pdf [Дата посещения: 11.07.2012]. Kong-Ming P. The personal identification of the interviewer // The American Journal of Sociology. 1956. Vol. 62. № 2. Р. 213–214. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. М.: Логос, 2001. Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 5, 2012>> Архив журнала