Журнал: Вестник Института социологииАксёнова О. В.Затерянный город: медийный конструкт и реальность Аксёнова Ольга Владимировна, д.соц.н. главный научный сотрудник illaio@yandex.ruID статьи на сайте журнала: 239 Полный текстТекст статьиСсылка при цитировании: Аксёнова О. В. Затерянный город: медийный конструкт и реальность // Вестник Института социологии. 2013. № 7. С. 62-74Рубрика: Города России: визуальные наблюдения социологаАннотацияВ статье представлены результаты визуального наблюдения, проводившегося в ходе полевых социологических исследований в Тамбовской области летом 2013 г. Продемонстрирована самостоятельная научная ценность данного этапа работы социолога. Выявлено радикальное расхождение между реальностью, наблюдаемой в российской провинции, и реальностью, конструируемой в средствах массовой информации. Особой экономической активности в Тамбове и области визуально не просматривается. С трудом удерживаются на плаву остатки советских производств, в сельское хозяйство проникают глобальные потоки посредством аграрных технологий. Однако город и область восстанавливают всё, что позволяют скудные ресурсы, и делают даже то, чего они не позволяют. Тамбов живёт активной культурной жизнью, и, в отличие от жизни экономической и политической, она вполне очевидна. Жители вкусно едят, красиво одеваются, воспроизводят свою историческую идентичность и уникальность. Тамбовский Волк, растиражированный в сувенирах, тоже элемент пропаганды местной уникальности. Визуальное наблюдение в данном случае подтверждает один из выводов, полученных другими методами: в условиях недостаточности ресурсов социокультурное развитие региона в целом и отдельных локальностей возможно лишь при наличии достаточного числа активных субъектов действия и работающих механизмов их воспроизводства. Остаётся невыясненным вопрос, обозначенный в самом начале статьи: почему СМИ практически подвергают умолчанию Тамбовскую область с её стариной и современной культурной жизнью, с её социальной активностью и исключают её из сознания россиян? То же самое происходит со многими из исследуемых (и ещё не исследованных) нами регионов. Можно лишь предположить, что это более чем странное явление не есть результат заговора, но проявление глобализации, в процессе реализации которой образ родной земли оказывается не востребованным – достаточно безымянных чернозёмов, осваиваемых агрохолдингами вахтовым методом.Ключевые словаполевые исследования, визуальное наблюдение, российские регионы, малые города, конструирование социальной реальности, социокультурное развитие, СМИСодержание выпуска>> Содержание выпуска № 7, 2013>> Архив журнала