Журнал: Вестник Института социологии

Левченко Н. В.
Образование в приграничных районах

Левченко Наталья Валерьевна, к.соц.н. старший научный сотрудник
natalya_levchenk@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 301


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Левченко Н. В. Образование в приграничных районах // Вестник Института социологии. 2014. № 11. С. 34-46

Рубрика:

Современное российское приграничье

Аннотация

В статье анализируются особенности учебного процесса в образовательных учреждениях российского приграничья. Данные получены в результате проведённого исследования в трёх приграничных регионах РФ методом глубинных интервью с директорами и учителями районных школ, школ и техникумов искусств, учителями дополнительного образования, с представителями районной администрации. Проведён анализ официальных документов и публикаций в СМИ по данной теме. Выявлены проблемы, с которыми на современном этапе сталкиваются учебные заведения в исследуемых регионах. Рассматриваются перспективы выпускников общеобразовательных школ и их ориентированность на дальнейшее обучение в вузах, сcузах и т. п. Делается попытка оценить результаты учебного процесса в приграничных районах. Показаны методы воспитательного процесса во время обучения школьников. Несмотря на введение нового закона об образовании, представлены примеры сохранившихся традиций в обучении. Проанализировано отношение учителей к ЕГЭ и ГИА и влияние этих нововведений на учебный процесс. Представлены особенности ситуации, связанной с образованием на селе. Даны основные характеристики дополнительного образования, реализуемого как на базе общеобразовательных учреждений, так и отдельно от них. В статье показаны виды дополнительного образования и заинтересованность в них как учеников, так и их родителей. Во время исследования был выявлен преподавательский состав приграничных школ, а также показано, что часть выпускников возвращаются на малую родину и в родные учебные заведения уже как преподаватели.

Ключевые слова

школьные учреждения, дополнительное образование, учебный процесс, преподавательская деятельность