Журнал: Полис. Политические исследованияГабдрахманова Г. Ф.Институционализация российской национальной школы в поле политики (на примере саха- и татароязычных школ республик Саха (Якутия) и Татарстан) Габдрахманова Гульнара Фаатовна , Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия; Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия medi54375@mail.ruDOI: 10.17976/jpps/2023.03.08ID статьи на сайте журнала: 6029 Полный текст Текст статьиСсылка при цитировании: Габдрахманова Г. Ф. Институционализация российской национальной школы в поле политики (на примере саха- и татароязычных школ республик Саха (Якутия) и Татарстан) . – Полис. Политические исследования. 2023. Том 32. № 3. С. 98-113. DOI: 10.17976/jpps/2023.03.08Рубрика: Россия сегодняАннотацияВ статье ставится задача изучить в эволюционном ракурсе процессы институционализации российской национальной школы (НШ) в постсоветское время в контексте языкового территориального режима (ЯТР). Данный режим рассматривается как система конституированных идей по вопросам использования национальных (нерусских) языков в качестве средств обучения и действий в отношении НШ, построенных на пересечении интересов правящих и неправящих акторов и приводящих к ее институциональному оформлению в поле политики. Изучение строится на принципах исторического институционализма и методе бинарного анализа. Институционализация российской НШ проходит в условиях сложного переплетения идей и действий акторов ЯТР, их противоречивого коммуникативного взаимодействия, зависимости от советской парадигмы национального образования и текущей языковой политики. Интересы этнических групп, политических элит регионального и федерального уровней, общественных объединений простимулировали организационное оформление и нормативное закрепление НШ в 1990-е годы. Заложенная в это время интенция к имитации права на язык обучения, отсутствие реальной, массовой его поддержки со стороны лидеров мнения, ценностное (в традиционалистском смысле) понимание национального языка стали в последующие годы “ловушками” для НШ. Федеральный центр, следуя по “тропе зависимости” от необходимости позиционирования страны как многоязычной, предоставления права обучения на родном языке, одновременно выдвигает рассогласованные, декларативные идеи и постепенно ужимает возможности НШ. Региональные элиты сохраняют приверженность политике ее поддержки. В 2000-х годах они лавировали в коридоре возможностей, заданном федеральным центром, и тиражировали аксиологический подход к национальному языку. В ответ на запрос родительской общественности на инструментальную функциональность национальных языков республики объявляли о стремлении модернизировать НШ. Однако идея оказалась формальной и не оказала серьезного влияния на такие образовательные учреждения. Сложность институционализации НШ связана с инерцией их внутренней политики, основанной на понимании национальной культуры как сугубо сельской и на ее презентации в этнографических формах, что в равной степени характерно для республик и не отвечает интересам современных родителей и их детей.Ключевые слованациональная школа, институционализация, языковой территориальный режим, акторы, Татарстан, Саха (Якутия)ЛитератураАрутюнова Е.М. 2019. Языковая ситуация в республике Саха (Якутия) в контексте языковых противоречий в школьном образовании. ИНАБ. № 1. С. 50-61. https://doi.org/10.19181/inab.2019.1.4. EDN: AWRNSR. Большаков А.Г., Фарукшин М.Х. 2022. Языковая ситуация в республиках Поволжья и Приуралья: основные тенденции изменений. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. Т. 21. № 2. С. 123-135. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2022.2.10. EDN: XFVMZY. Борисова Н.В. 2016. Языковые территориальные режимы в этнических федерациях. Вестник Пермского университета. Политология. № 4. С. 94-115. EDN: XEPBSN. Борисова Н.В. 2018. «Сила» территориальной автономии и языковая преференциальная политика в современном мире. Сравнительная политика. Т. 9. № 2. С. 62-82. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2018-9-2-62-82. EDN: URVJYI. Борисова Н.В. 2019. Языковая преференциальная политика и политика языка в этнических республиках России: представление базы данных. Вестник Пермского университета. Политология. Т. 13. № 3. С. 99-110. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2019-3-99-110. EDN: PZRWID. Борисова У.С. 2006. Этнокультурное образование: историко-социологический анализ (на материалах Республики Саха (Якутия). Автореферат диссертации на соискание ученой степени д. Соц, н. Санкт-Петербург. EDN: ZNQPPP. Васильева Р.И., Дегтярева М.Г., Иванова Н.И., Семенова Е.Н. 2013. Современная этноязыковая ситуация в Республике Саха (Якутия): социопсихолингвистический аспект. Новосибирск: Наука. EDN: RLEYOJ. Гатауллина М.Х. 2001. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985-2000 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань. EDN: NLZLQX. Гибатдинов М.М., Муртазина Л.Р. 2013. Развитие системы образования татарского народа в постсоветский период. История татар с древнейших времен в 7 тт. Т. 7. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в. Казань: Институт истории АН РТ. С. 711-719. Горячева М.А. 2016. Преподавание языков народов России в школе: социолингвистический аспект. Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности. Сборник докладов. М.: НФ Международных интеграционных технологий. С. 20-21. Государственные языки Республики Татарстан: множественность измерений. 2015. Под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Л.В. Сагитовой. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, Артифакт. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. 1996. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль. EDN: TITWVF. Иванова Н.И. 2012. Современное коммуникационное пространство русского языка в Республике Саха (Якутия): социопсихолингвистический аспект. Новосибирск: Наука. EDN: RLEZKR. Иванова Н.И. 2017. Социолингвистические аспекты функционирования якутского языка в г. Якутске: цифры и факты. М.: ООО «Языки Народов Мира». EDN: ZHQHDB. Игнатьева В.Б. 2010. Республика Саха (Якутия): кто поддержит модель современной школы. Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы. Под ред. В.В. Степанова. Вып. 1. М.: ИЭА РАН. С. 137-165. EDN: SGDLVZ. Идентичность и консолидационный ресурс жителей республики Саха (Якутия). 2012. М.: Институт социологии РАН. EDN: PCYBON. Исхакова З.А. 2002. Основные принципы языковой политики РТ. Язык и этнос на рубеж веков: Этносоциологические очерки об языковой ситуации в Республике Татарстан. Казань: Магариф. С. 6-41. Кузьмин М.Н., Артеменко О.И. 2022. Организация образования в условиях полиэтничной России. https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=09000016806c4f5d Матис В.И. 1997. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул: Изд-во БГУ. Мухарямов Н.М. 2017. Политика языка и языковая политика. Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир. С. 677-684. EDN: PNIWQP. Мухарямов Н.М. 2021a. Языковая политика и политика языка: к вопросу о «действующих лицах». Вестник Пермского университета. Политология. Т. 15. № 4. С. 5-15. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2021-4-5-15. EDN: ATHNHL. Мухарямов Н.М. 2021b. Режимы этноязыкового разнообразия. Этнические аспекты политических институтов и процессов. Под ред. О.И. Зазнаева, М.Х. Фарукшина. М., Берлин: Директ-Медиа. С. 342-385. Мухарямова Л.М., Андреева А.Р. 2008. Феномен национальной школы в социологических ракурсах. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та. EDN: QWUSFD. Сморгунов Л.В. 2009. Сравнительная политология в поисках новых методологических ориентаций: значат ли что-либо идеи для объяснения политики? Полис. Политические исследования. № 1. С. 118-129. EDN: KYGUYZ. Современная политическая наука: методология. 2019. Отв. ред. О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Никитин. М.: Аспект Пресс. EDN: KKHCUZ. Соколова Ф.Х. 2017. Языковая политика арктических регионов Российской Федерации в конце XX – начале XXI века. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 6. С. 37-50. https://doi.org/10.17238/issn2227-6564.2017.6.37. EDN: ZXFQRN. Субдисциплины политической науки: учебное пособие. 2016. Под ред. С.П. Поцелуева, Т.А. Подшибякиной. Ч. 1. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. EDN: WQHPTF. Хилканова Э.В. 2020. Люди в языковой политике: теория и практика дискурсивного поворота в социолингвистике (на примере России и Западной Европы). Acta Linguistica Petropolitana. Т. 16. № 3. С. 756-815. https://doi.org/10.30842/alp2306573716324. EDN: TOBLCA. Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы. 2010. Под ред. В.В. Степанова. Вып. 1. М.: ИЭА РАН. EDN: QBKPCZ. Языковая политика, конфликты и согласие. 2018. Отв. ред. С.В. Соколовский, Е.И. Филиппова. М.: ИЭА РАН. EDN: MHJMVN. Януш О.Б., Мухарямов Н.М., Мухарямова Л.М. 2020. Языковая политика в теоретических контекстах неоинституционализма. Политическая лингвистика. № 6. С. 156-165. https://doi.org/10.26170/pl20-06-17. EDN: UHNXUH. Cardinal, L., & Sonntag, S.K. (Ed.). (2015). State traditions and language regimes. Montreal, Kingston: McGill Queen’s University Press. Sonntag, S.K., & Cardinal, L. (2015). State traditions and language regimes: a historical institutionalism approach to language policy. European and Regional Studies, 8, 5-21. https://doi.org/10.1515/auseur-2015-0010 Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 3, 2023>> Архив журнала