Журнал: Вестник Института социологии

Немировский В. Г., Мальцева А. В.
Конкуренция как ценность работающей молодёжи Тюменской области

Немировский Валентин Геннадьевич, д.соц.н., проф., Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
valnemirov@mail.ru

Мальцева Анна Васильевна, д.соц.н., доц., Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
annamaltseva@rambler.ru

DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.615
ID статьи на сайте журнала: 615


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Немировский В. Г., Мальцева А. В. Конкуренция как ценность работающей молодёжи Тюменской области // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. С. 187-201.
DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.615

Рубрика:

Социология молодёжи: ценности и их формирование

Аннотация

Целью настоящей статьи является анализ отношения работающей молодёжи к конкуренции как одной из наиболее значимых ценностей современного российского общества. Ценностные ориентации работающей молодёжи сформировались уже в условиях преобладания в российском обществе рыночной экономики, в функционировании которой конкуренция играет важнейшую роль. Тем не менее отношение молодёжи к ней в последние годы практически не изучалось. Теоретико-методологической основой статьи выступает социально-конструктивистский подход. Эмпирическая основа исследования – анкетный опрос работающей молодёжи Тюменской области (N = 956), занятой в 20-ти организациях городов Тюмень, Тобольск, Ишим. В статье рассматривается оценка молодёжью понятия «конкуренция» методом семантического дифференциала с помощью специально разработанных десяти антиномичных шкал, а также её конкурентоспособность, выявляемая методом самооценки. На вербальном уровне у респондентов доминирует отношение к конкуренции как значимой, но безнравственной, дискомфортной и неприятной. Выявлено противоречие между вербальными оценками понятия «конкуренция» и результатами, полученными с помощью факторного анализа. Установлено, что более значимый фактор характеризует полную интернализацию респондентами конкуренции как одной из важнейших ценностей современной жизни, одобрение её как механизма достижения жизненного успеха. Существенно менее значимый фактор выражает переменную, которая описывает позитивное отношение работающей молодёжи к конкуренции, в первую очередь, как к полезной, необходимой и эффективной. Также использованы методы кластерного и корреляционного анализа. В частности, в статье показаны корреляции оценок отдельных шкал семантического дифференциала с самооценкой конкурентоспособности респондентов. Установлено, что эффективнее участвуют в конкуренции те работающие юноши и девушки, которые не рассматривают её в контексте принципов морали, кого не волнует честность конкурентной борьбы. Представляется целесообразным в дальнейших исследованиях проанализировать её место в общей структуре базовых ценностей современной работающей молодёжи.

Ключевые слова

конкуренция как ценность, работающая молодёжь, общество травмы, «семантический дифференциал»

Литература

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. 2010. Молодёжь России: социологический портрет. Изд. 2-е, доп. и испр. М.: ЦСПиМ. 502 с.

Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Зоркая Н. А. 2011. Молодёжь России. М.: Московская школа политических исследований. 96 с.

Немировский В. Г., Немировская А. В. 2018. Социальная конкурентоспособность: шансы на успех у молодежи и взрослых // Социологический журнал. Том 24. № 2. С. 135–149. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.2.5848

Петров А. В. 2008. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений //Социологические исследования. № 2. С. 83–90.

Радаев В. В. 2008. Конкуренция как социально укорененный процесс // Конкуренция и конкурентная политика / Отв. ред. С. Б. Авдашева. М.: ГУ-ВШЭ, Экономическая школа. С. 59–80.

Резник С., Коновалова Е., Сочилова А. 2018. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России. Опыт, проблемы, перспективы. Монография. М.: ИНФРА-М. 292 с.

Социальная активность российской молодежи. Аналитический обзор результатов проведенных социологических исследований. АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН). 2008. 69 c. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/3a3/081117.pdf (Дата посещения: 6.10.2019).

Тощенко Ж. Т. 2016. Парадигмы как методологические стратегии в социологии // Гуманитарий Юга России. Том. 17. № 1. C. 19–36.

Тощенко Ж. Т. 2018. Прекариат: от протокласса к новому классу. Монография. Институт социологии ФНИСЦ РАН, РГГУ. М.: Наука. 350 с.

Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З. 2018. Конкурентоспособность работающей молодежи на основе самооценок (по данным исследования в Тюменской области) // Социологические исследования. № 8. C. 102–107. DOI: 10.31857/S013216250000765-4

Шмелев А. Г. 2014a. Конкуренция как метакатегория современной психологии. Сообщение 1 // Вестник ЮУрГУ. Т. 7. № 3. С. 105–116.

Шмелев А. Г. 2014b. Конкуренция как метакатегория современной психологии. Сообщение 2 // Вестник ЮУрГУ. Т. 7. № 4. С. 97–106.

Bhawsar Р., Chattopadhyay U. 2015. Competitiveness: Review, Reflections and Directions // Global Business Review. № 16 (4). P. 665–679. DOI: 10.1177/0972150915581115

Buser, T., Niederle, M., Oosterbeek, H. 2014. Gender, Competitiveness and Career Choices // Quarterly Journal of Economics. № 129 (3). P. 1409–1447. DOI:10.1093/qje/qju009

De Paola М., Ponzo М, Scoppa V. 2015. Gender Differences in Attitudes Towards Competition: Evidence from the Italian Scientific Qualification. CSEF–Centre for Studies // Economics and Finance. Department of economics – University of Naples. Working paper № 391. February. 28 р.

Deutsch M. 2006. Cooperatin and competition // M. Deutsch, PT Coleman, EC Marcus (eds.). The Handbook of Conflict Resolution: Theory and practise. SanFrancisco: Jossey-Bass. P. 23–42.

Gneezy U., Niederle M., Rustichini A. 2003. Performance in competitive environments: gender differences // Quarterly Journal of Economics. № 118. P. 1049–1074. DOI: 10.1162/00335530360698496

Hayward R. D., Kemmelmeier M. 2007. How competition is viewed across cultures: a test of four theories // Cross Cult. Res. № 41. P. 364–395. DOI: 10.1177/1069397107306529

Jaworek M. 2014. Cooperation and competition as elements of individual and organizational value system among middle top managers – pilot study // P. Jedynak (Ed.). Competition and Cooperation in the Management Theory and Practice. Jagiellonian University Press. P. 211–220.

Journal of Social Theory. A sociology of competition. 2015. Volume 16. Issue 2.

Klyueva О. 2016 Social psychology Competitiveness of personality as a psychological phenomenon: The content of the construct and its typology // Psychology in Russia: State of the Art. Volume 9. Issue 2. Lomonosov Moscow State University, Russian Psychological Society. Р. 151–166. DOI: 10.11621/pir.2016.0212

Olczyk М. A. 2016. Systematic Retrieval of International Competitiveness Literature: a Bibliometric Study // Eurasian Economic Review. Vol. 6. Issue 3: 429–457. DOI: 10.1007/s40822-016-0054-9

Wang H., Wang L., Liu С. 2018. Employee Competitive Attitude and Competitive Behaviour Promote Job-Crafting and Performance: A Two-Component Dynamic Model // Frontiers in Psychology. № 9. P. 2223 // URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.02223/full (Дата посещения: 6.10.2019). DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02223

Werron T. 2015. Why do we believe in competition? A historical-sociological view of competition as an institutionalized modern imaginary // Distinction: Journal of Social Theory. V. 16. Issue 2. A sociology of competition.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 31, 2019
>> Архив журнала

конкуренция как ценность, работающая молодёжь, общество травмы, «семантический дифференциал»

&rft.pub=&rfr_id=info%3Asid%2Fwww.fnisc.ru%3A&rft.date=2019&rft.au=">