Журнал: Полис. Политические исследования

Сморгунов Л. В.
GR-менеджмент и публичная политика

Сморгунов Леонид Владимирович , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
l.smorgunov@spbu.ru

DOI: 10.17976/jpps/2024.06.12
ID статьи на сайте журнала: 6224


 


Ссылка при цитировании:

Сморгунов Л. В. GR-менеджмент и публичная политика . – Полис. Политические исследования. 2024. Том 33. № 6. С. 170-178.
DOI: 10.17976/jpps/2024.06.12

Рубрика:

Размышляя над прочитанным

Аннотация

Стимулом к размышлению о состоянии взаимодействия бизнеса с органами публичной власти явилась монография “GR-менеджмент бизнес-организаций в современной России. Комплексный анализ и прикладные технологии” (Под ред. А.А. Дегтярева, А.С. Тетерюка. М.: Прометей, 2024.). В статье отмечается созвучие содержания книги тенденции развития профессиональной сферы GR (Government Relations) в современном обществе с рыночной экономикой. Методологически содержание книги основано на концепции групп интересов в политике, когда взаимодействие бизнеса с органами публичной власти описывается в системе политического управления функционально-стратегически (лоббизм), микротактически (лоббирование) и технологически-процессуально (GR-менеджмент). Монография отталкивается от идей конфликтного взаимодействия бизнеса и государства и ориентации GR-менеджмента на достижение прибыльности компании и получения политической ренты. Однако данная трактовка аксиологии бизнеса, как показано в статье, является недостаточной и вступает в противоречие с современным пониманием капитализма как “стейкхолдеровского” и “инклюзивного”, при котором прибыль, хотя и является целью бизнеса, подчиняется общественным ценностям. Отсюда не лоббирование (одностороннее влияние на процесс принятия публичных решений), а корпоративная публичная политика (социально ответственное и партнерское поведение бизнеса) является стратегической ориентацией GR-менеджмента. При таком взаимодействии бизнеса и власти на первый план выходит коммуникация как поиск взаимосогласованных позиций в публичной политике.

Ключевые слова

бизнес, государство, группы интересов, лоббизм, лоббирование, GR-менеджмент, политическое управление, стейкхолдеровский капитализм, корпоративная публичная политика, коммуникация

Литература

GR-менеджмент бизнес-организаций в современной России. Комплексный анализ и прикладные технологии. Под ред. А.А. Дегтярева, А.С. Тетерюка. 2024. М.: Прометей.

Исследование ключевых тенденций и особенностей работы GR-специалистов. 2024. М.: Baikal Communications Group. https://b-c-g.ru/wp-content/uploads/2024/02/B-C-G-RESEARCH-2.pdf (accessed 23.04.2024).

Публичная политика: институты, цифровизация, развитие. 2018. Под ред. Л.В. Сморгунова. М.: Аспект Пресс. EDN: YWHICD.

Сморгунов Л.В. 2024. Обоснование политического выбора: от вероятности и институтов к коммуникации. Полис. Политические исследования. № 2. С. 80-95. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.02.07. EDN: VYKYYH.

Castels, M. (2013). Communication Power. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press.

Freeman, R.E., Kirsten, M., & Parmar, B. (2007). Stakeholder Capitalism. Journal of Business Ethics, 74(4), 303-314. https://doi.org/10.1007/s10551-007-9517-y

Jong de, M. (2021). Inclusive capitalism. The emergence of a new purpose paradigm in economics and business administration and its implications for public policy. Global Public Policy and Governance, 1(2), 159-174. https://doi.org/10.1007/s43508-021-00020-z

Kihlstrom, A. (2020). Communicative legitimacy: Habermas and democratic welfare work. New York: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-030-54949-7