Журнал: Вестник Института социологииУжахова Л. М., Саакова В. В., Утегенова В. Б., Данилюк А. А.Влияние гендерных характеристик на профессиональную деятельность руководителей и подчинённых Ужахова Лейла Магомедовна, к.э.н. Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия Lailau@mail.ruСаакова Валерия Вадимовна , Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия valeriyasaakova@yandex.ruУтегенова Виктория Бахтияровна , Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия utegenovav@list.ruДанилюк Анна Анатольевна , Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия a.a.danilyuk@utmn.ruDOI: 10.19181/vis.2020.11.1.633ID статьи на сайте журнала: 633 Полный текстТекст статьиСсылка при цитировании: Ужахова Л. М., Саакова В. В., Утегенова В. Б., Данилюк А. А. Влияние гендерных характеристик на профессиональную деятельность руководителей и подчинённых // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 1. С. 170-183. DOI: 10.19181/vis.2020.11.1.633Рубрика: Гендерные различия и их роль в профессиональной сфере и трудовых отношенияхАннотацияВ статье представлены результаты эмпирического исследования соответствия руководителей и подчинённых предписанным гендерным характеристикам. Использованы материалы по гендерной психологии и социологии как российских, так и зарубежных авторов. Уточнено понятие гендера и гендерных характеристик; проведено различие между полом и гендером. Авторами сформированы характеристики руководителей и подчинённых города Тюмени обоих полов и определены степени феминности, маскулинности и андрогинности в каждой группе с помощью методики полоролевого опросника С. Бем. Проанализированы ответы респондентов о роли и месте гендерных стереотипов в профессиональной деятельности; составлены обобщённые характеристики руководителей обоих полов на основе данных ими ответов с учётом пола респондента. В ходе исследования были ранжированы свойственные каждому полу (вне зависимости от занимаемой должности руководителя или подчинённого) гендерные характеристики, качества и умения. Выявлены связанные с гендером особенности управления коллективом, которые присущи руководителям г. Тюмени. Установлено, что женщины чаще, чем мужчины, являются носителями и трансляторами гендерных стереотипов, основанных на традиционных установках. Несмотря на это, отмечена тенденция отхода от традиционного гендерного мышления и поведения как среди подчинённых, так и среди руководителей за счёт несоответствия трудовой практике. Было выяснено, что в действительности подчинённые соответствуют предписанным гендерным характеристикам в большей степени, чем руководители. Выдвинуто предположение о том, что гендерные особенности у руководителей выражены более ярко в силу того, что личностные характеристики оказывают на их деятельность большее влияние, нежели у подчинённых. Сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения феномена андрогинии среди руководителей. Дана рекомендация применения имеющихся прикладных социологических методик, а также адаптированного социально-психологического инструментария для каждого предприятия в частности, так как баланс андрогинности, феминности и маскулинности в конкретном коллективе следует учитывать при выборе средств и методов управленческого воздействия в разработке, принятии и реализации управленческих решений, поведения в конфликтных ситуациях.Ключевые словагендерные характеристики, гендер, подчинённые, руководители, маскулинность, феминность, андрогинностьЛитератураАвдулова Т. П. 2012. Гендерные аспекты управленческой деятельности. СПб.: Речь.130 с. Александрова О. А., Бурдастова Ю. В., Ненахова Ю. С., Хоткина З. А. 2018. Гендерные аспекты занятости и карьеры в медиаотрасли Грузии, Молдовы и России: сравнительный анализ / Исследование FOJO и Института социально-экономических проблем народонаселения РАН // Веб-сайт «Альянс независимых региональных издателей» URL: https://anri.org.ru/wp-content/uploads/2019/05/гендерные-аспекты-занятости.pdf (Дата посещения: 15.07.2019). Гонтарь Ю. С. 2012. Андрогиния как современное направление развития гендерного исследования студентов факультета социально-культурной деятельности МГУКИ // Вестник МГУКИ. № 45. С. 193–198. Евдокимова Е. Н. 2016. Успешный руководитель – кто он? Гендерные различия в руководящей должности // Экономика и социум. № 6. С. 44–49. Ильиных С. А., Бычкова М. М. 2019. Гендерный анализ принятия управленческих решений // Общество: социология, психология, педагогика. № 5. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2019/5/sociology/ilyinykh-bychkova.pdf (Дата посещения: 15.07.2019). Ильяева И. А., Савенкова И. В. 2007. Историко-социологический взгляд на влияние гендерных отношений в управлении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 50. С. 159–165. Исакова Е. В. 2006. Гендерные стереотипы и их влияние на трудовую деятельность: автореф. дис. канд. филос. н. Кемерово. 20 с. Квятковская М. Д. 2015. Гендерные аспекты принятия решений руководителями в ситуации нехватки времени // Организационная психология. № 5. С. 139–154. Королева О. В. 2007. Учет гендерных различий в стилях руководства как фактор повышения эффективности деятельности предприятия / Университет им. В. И. Вернадского // Вопросы современной науки и практики. № 2. С. 113–118. Курышева О. В., Вознесенская А. В. 2015. Гендерные различия в стратегиях и тактиках самопредъявления // Вестник ВолГУ. Серия 11. Естественные науки. № 2. С. 122–131. Матюшина Н. О. 2018. Гендерные особенности профессионального образа руководителя // Вестник магистратуры. № 86. С. 55–58. Скиба Э. К. 2015. Гендерные режимы как отражение властных отношений // Антропологические измерения философских исследований. № 7. С. 103–110. Сокольская В. В. 2003. Гендерные стереотипы на рынке труда: на примере монопрофильного города: автореф. дис. канд. соц. н. Екатеринбург. 32 с. Хохлова Т. П. 2001. Выявление гендерных аспектов менеджмента – фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом. № 2. С. 67–74. Чаплюкова О. Б., Осипова М. Ю. 2014. Гендерные аспекты как определяющий компонент организационного поведения руководителей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 5–1. С. 267–271. Чирикова А. Е. 1998. Женщина во главе фирмы. М.: Институт социологии РАН. 358 с. Vinacke E. 1957. Stereotypes as Social Concepts // The Journal of Social Psychology. № 46. P. 222–249.Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 32, 2020>> Архив журналагендерные характеристики, гендер, подчинённые, руководители, маскулинность, феминность, андрогинность&rft.pub=&rfr_id=info%3Asid%2Fwww.fnisc.ru%3A&rft.date=2020&rft.au=">