Журнал: Вестник Института социологии

Проказина Н. В., Ланцев В. Л.
Роль общественно-профессиональных объединений педагогов в условиях модернизации системы учительсткого роста

Проказина Наталья Васильевна, д.соц.н., проф., Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, Орёл, Россия
nvprokazina@mail.ru

Ланцев Виктор Леонидович , Бюджетное учреждение дополнительного образования Орловской области "Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина", Орёл, Россия
vic_lan@mail.ru

DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.651
ID статьи на сайте журнала: 651


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Проказина Н. В., Ланцев В. Л. Роль общественно-профессиональных объединений педагогов в условиях модернизации системы учительсткого роста // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 2. С. 157-173.
DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.651

Рубрика:

Социология образования и воспитания: новые тенденции

Аннотация

Процесс модернизации системы образования Российской Федерации направлен на формирование педагогического корпуса, готового решать задачи, связанные с повышением качества образования. В этих реалиях возникает необходимость поиска эффективных инструментов в развитии профессиональных компетенций учителей. Одним из направлений модернизации системы образования является национальная система учи­тельского роста, которая постулирует необходимость создания условий для формального и неформального образования учителей. Особую актуальность в этой связи приобретают общественно-профессиональные объединения педагогов. Целью исследования было уста­новление взаимосвязи активности участия в деятельности подобных объединений и про­фессионального становления молодого учителя. Исследование проводилось на территории Орловской области. В качестве объекта исследования выступили члены региональной Ассоциации молодых учителей математики. Метод исследования – опрос в форме анкети рования. В фокусе исследования находилось несколько аспектов учительской деятельности: профессиональные затруднения молодых педагогов, система наставничества, ценностные ориентации личности учителя, профессиональное развитие. Полученные результаты социологического исследования позволили выделить три группы учителей. Первая – молодые учителя, которые в рамках проводимых образовательных событий не демонстрируют высокой активности. Вторая группа включает учителей, которые не делятся своими собственными методическими наработками, но принимают участие при проведении семинаров и мастер-классов. Третья группа – педагоги, которые публично презентуют свой опыт и готовы выступать генераторами идей в процессе планирования будущих мероприятий. В статье показано, что активность участия в мероприятиях Ассоциации оказала существен­ное влияние на ценностные ориентации личности в профессиональной сфере. Педагоги, которые публично представляли опыт своей работы, продемонстрировали более высокую степень профессиональной готовности к выполнению трудовых функций в условиях наци­ональной системы учительского роста. Активная деятельность в составе Ассоциации позволяет молодым педагогам быстрее адаптироваться в профессиональном сообществе и способствует образованию устойчи­вых социальных связей с коллегами. В статье отмечается необходимость формирования в образовательных организациях системы наставничества, в том числе с использованием ресурсов общественно-профессиональных объединений педагогов.

Ключевые слова

общественно-профессиональные объединения педагогов, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт педагога

Литература

Довбыш С. Е. 2018. Индивидуальная траектория профессиональ­ного роста педагога: постановка проблемы // Управление образованием: теория и практика. № 2 (30). С. 5–10. URL: http://iuorao.ru/wp-content/ uploads/2018/07/dov.doc.pdf (Дата посещения: 13.12.2019). 

Ефимова Г. З. 2015. Молодой учитель: профессиональная соци­ализация и качество жизни // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Т. 1. № 3 (3). С. 102–113. URL: https://vestnik.utmn.ru/sociology/ vypuski/2016-tom-2/3/213003/ (Дата посещения: 03.10.2019). 

Ильин В. А., Леонидова Г. В., Головчин М. А. 2017. Российский учитель в реформирующемся обществе: взгляд из региона // Социологические исследования. № 3. С. 51–58. 

Кармаева Н. Н., Кармаев Н. А. 2019. Молодые преподава­тели в условиях дифференциации в российском высшем образовании: практики сотрудничества // Социологические исследования. № 10. С. 63–72. Doi: 10.31857/S013216250004279-9 

Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. 2019. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгора­ния // Социологические исследования. № 10. С. 14–25. Doi: 10.31857/ S013216250004949-6 

Кокшарова А. А. 2017. Психологическая компетентность педа­гогов в рамках реализации профессионального стандарта «Педагог» // Молодой ученый. № 8. С. 278–281. URL: https://moluch.ru/ archive/142/39918/ (Дата посещения: 12.09.2019). 

Куликова Т. А., Пронина Н. А. 2018. Формирование готовно­сти будущего педагога к профессиональной деятельности // Вестник ТГПУ. № 3 (192). С. 84–90 URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/ PDF/articles/kulikova_t._a._84_90_3_192_2018.pdf (Дата посещения: 28.12.2019). 

Лыжина Н. П., Сарычева М. О. 2018. Региональная система педа­гогического наставничества Томской области: механизмы формирования и развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 4 (32). С. 47–55. 

Медник Е. А. 2015. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов // Профессиональное обра­зование в России и за рубежом. № 2 (18). С. 80–84. 

Москвина Д. Н. 2017. К вопросу о профессионально-педагогиче­ских ценностях // Молодой ученый. № 12. С. 528–530. URL: https:// moluch.ru/archive/146/40935/ (Дата посещения: 12.09.2019). 

Нерадовская О. Р. 2018. Неформальные профессиональные сообще­ства и группы повышения квалификации педагогов системы общего обра­зования: отличительные признаки // Научно-педагогическое обозрение. № 2 (20). С. 76–82. Doi: 10.23951/2307-6127-2018-2-76-82 

Пентин А. Ю., Ковалева Г. С., Давыдова Е. И., Смирнова Е. С. 2018. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. № 1. С. 79–109. 

Самойлова Е. В. 2006. Социологический анализ процесса профес­сиональной социализации будущих учителей // Интеграция образования. № 3. С. 150–154. URL: http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/06-3.pdf (Дата посещения: 15.11.2019). 

Сорокина Н. Е. 2018. Сетевые формы организации методической деятельности как средство повышения мастерства педагогов // Наука и школа. № 2. С. 107–110. 

Хошимова Н. М., Тагоева С. М. 2017. Трудности и недо­статки в профессиональной деятельности начинающих учителей // Ученые записки Худжандского государственного университета им. ака­демика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. № 1 (50). С. 234–238. 

Шилова О. Н., Ермолаева М. Г., Ахтиева Г. Р. 2018. Современное состояние и проблемы развития института наставничества моло­дых учителей // Человек и образование. № 4 (57). С. 202–209. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/D/Journal_4_2018.pdf (Дата посещения: 17.12.2019). 

Ядов В. А. 2013 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ // URL: https://www.socioprognoz.ru/files/File/2013/Yadov_2013.pdf (Дата посе­щения: 08.01.2020). 

Adoniou M., Gallagher M. 2017. Professional standards for teach­ers – what are they good for? // Oxford Rewiew of Educatoin. № 43 (1). P. 109–126. Doi: 10.1080/03054985.2016.1243522 

Ayish N., Deveci T. 2019. Student Perceptions of Responsibility for Their Own Learning and for Supporting Peers’ Learning in a Project-based Learning Environment // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. Vol. 31. № 2. P. 224–237. URL: http://www.isetl. org/ijtlhe/pdf/IJTLHE3303.pdf (Дата посещения: 09.01.2020). 

Boyd P., Ash A. 2018. Mastery mathematics: Changing teacher beliefs around in-class grouping and mindset // Teaching and Teacher Education. Vol. 85. P. 214–223. Doi: 10.1016/j.tate.2018.06.016 

Clarke M., Moore A. 2013. Professional standards, teacher identities and an ethics of singularity // Cambridge Journal of Education. № 43 (4). P. 487–500. Doi: 10.1080/0305764X.2013.819070 

Edgerton A. K., Desimone L. 2019. Mind the Gaps: Differences in How Teachers, Principals, and Districts Experience College- and Career- Readiness Policies // American Journal of Education. V. 125. P. 593–619. Doi: 10.1086/704099 

Sachs J. 2016. Teacher professionalism: why are we still talking about it? // Teachers and Teaching: theory and practice. № 22 (4). P. 413–425. Doi: 10.1080/03055698.2016.1219651 

Sarvis J., Silvers P. 2019. Partnering for a Field-Based Residency: Challenges and Possibilities // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. Vol. 31. № 1. P. 147–153. URL: http:// www.isetl.org/ijtlhe/pdf/IJTLHE3178.pdf (Дата посещения: 14.01.2020). 

Simons M., Baeten M., Vanhees C. 2020. Team Teaching During Field Experiences in Teacher Education: Investigating Student Teachers’ Experiences With Parallel and Sequential Teaching // Journal of Teacher Education. V. 71. № 1. P. 24–40. Doi: 10.1177/0022487118789064

Wang Y., Shuttlesworth D. 2020. Close the Achievement Gap With Professional Development // International Journal of Teacher Education and Professional Development. V. 3. I. 1. P.88–101. Doi: 10.4018/ IJTEPD.2020010106