Журнал: Вестник Института социологииКуконков П. И.Студенты в системе социальной безопасности Куконков Павел Иванович, к.соц.н. старший научный сотрудник kukonkov_pavel@rambler.ruID статьи на сайте журнала: 66 Полный текстТекст статьи.Ссылка при цитировании: Куконков П. И. Студенты в системе социальной безопасности // Вестник Института социологии. 2010. № 1. С. 275-295Рубрика: Образование в РоссииАннотацияОдной из угроз социальной безопасности в России являются социальные конфликты в молодёжной среде, внутри которой усиливается процесс формирования проблемной идентичности. В статье на основе анализа динамики позиций и оценок нижегородских студентов, рассматриваются угрозы социальной безопасности, формирующиеся в студенческой среде. Система обеспечения социальной безопасности не только взаимодействует со всеми элементами жизнедеятельности общества, но и участвует в процессе обеспечения его устойчивого функционирования. Потребность общества, общностей и отдельных личностей в безопасности обеспечивается в процессе институционализации ценностей, социальных ролей, норм, санкций, составляющих культуру общества. В российском обществе переходного типа с весьма неясными перспективами представляется крайне важной связь «социальной безопасности» как социологической категории с процессом изменения ценностных ориентаций и моральных установок, приобретающих особое значение в молодежной среде, поскольку изменение объективных условий жизнедеятельности ведет к существенному усложнению процессов социального самоопределения, формированию проблемной идентичности различных молодёжных групп. Эти процессы особенно остро протекают в студенческой среде, поскольку активное взаимодействие разных культур в стенах вуза затрудняет процесс идентификации молодёжи не только с общностями «здесь» и «сейчас», но также «там»: в прошлом или в обозримом будущем. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что минимальный социальный опыт, которым располагает студенческая молодежь, изменения, происходящие в вузе, обществе в целом, не позволяют прогнозировать то, что новые поколения, выходящие из стен учебного заведения, будут способствовать снижению напряжённости в обществе. Скорее наоборот, есть основания полагать, что в молодёжной среде присутствует определённый потенциал напряжённости, способный проявляться в форме слабо мотивированных конфликтов, поведения, в той или иной мере окрашенного радикальными, экстремистскими настроениями. Обостряющееся противоречие между растущими ожиданиями студентов и очевидным сжатием спектра их реальных возможностей чревато ростом недовольства и протестных настроений, которые способны легко трансформироваться в неадекватные, непредсказуемые поведенческие реакции.Ключевые словасоциальная безопасность, социальный конфликт, проблемная идентичность.Литература1. Алиев М. Г. Социализация согласия. М.: Институт философии РАН, 1998. 2. Социальное согласие в современном мире. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2000. Вып. 1. 3. Серебрянников В. В. Гражданский мир и согласие в России // Социально-политический журнал. 1997. № 1. 4. Охотникова М. М. Социология согласия. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2000. 5. Эфиров С. А. Социальное согласие: утопия или шанс? М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002. 6. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 7. Кулапин А. П. Социально-конфликтогенное пространство региона. Казань: Изд-во КГФЭИ, 2005. 8. Зеленов Л. А. Социология города. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2000. 9. Чего опасаются россияне? ИНАБ. М.: ИС РАН, 2008. Вып. № 6.Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 1, 2010>> Архив журнала