Журнал: Вестник Института социологии

Попова Е. С.
О теоретико-методологических аспектах изучения влияния профессионального образования на социальную стратификацию

Попова Екатерина Сергеевна, к.соц.н. ведущий научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
espopova@isras.ru

DOI: 10.19181/vis.2020.11.3.660
ID статьи на сайте журнала: 660


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Попова Е. С. О теоретико-методологических аспектах изучения влияния профессионального образования на социальную стратификацию // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 3. С. 14-27.
DOI: 10.19181/vis.2020.11.3.660

Рубрика:

Социология молодежи: образование и образ будущего

Аннотация

Данная статья представляет собой попытку обозначить контуры и возможные ориентиры анализа влияния профессионального образования на социальную стратификацию в условиях современной социальной реальности.

Автор указывает, что структурные изменения всех социальных институтов (в том числе профессионального образования и рынка труда), текучесть и динамизм современной социальной реальности, а применительно к российской специфике сохранение дихотомии текучести – жёсткости, экспансия и инфляция профессионального образования при сохранении неравенства реализации образовательных траекторий всё больше актуализируют потребность изучения взаимосвязи социальной стратификации, профессионального образования и социальной мобильности.

Перед исследователями остро стоят вопросы: какую роль играет профессиональное образование в продвижении или ограничении степени социальной мобильности индивидов? Каким образом экспансия и инфляция образования переопределила селекцию и аллокацию человеческого капитала? Как изменяется связь социальной стратификации, профессионального образования и социальной мобильности, каковы основания, социологическая традиция изучения и будущие теоретико-методологические перспективы?

В поисках ответов, автор рассматривает традиционные и новые для социологии образования теоретико-методологические подходы.

В статье обосновывается, что структурно-функциональная теория не обладает исчерпывающим объяснительным потенциалом в изучении социально-структурной роли профессионального образования применительно к социальной мобильности. С позиции конфликтоло гического подхода автор обосновывает тезис: демократизация доступа к профессиональному образованию не означает редуцирования классового неравенства или возникновения общества равных возможностей. В парадигме деятельностного подхода в социологии образования, в котором образование рассматривается не как отдельный социальный институт, а как часть бо́льшей системы социального действия и социального неравенства, подчёркивается определяющая роль мотивации и проактивности, оказывающих позитивное влияние на достижение более высокого профессионального статуса.

Ускоряющиеся темпы социальных изменений, многомерность и поливариативность реализации образовательных и профессиональных траекторий в современном обществе указывают на необходимость многомерного измерения социальной мобильности. Применительно к образовательной тематике и в анализе реализации профессиональных траекторий профессиональное образование выступает важным условием и необходимой предпосылкой осуществления социальной мобильности индивидом как в объективных, так и в субъективных координатах мобильности, что в плане методики и методологии исследования требует синтеза количественной и качественной стратегии исследования, и, соответственно, открывает новые перспективы интерпретации результатов и понимания социальной реальности.

Ключевые слова

социология, образование, социальная стратификация, профессиональное образование, социальная мобильность, рынок труда

Литература

Ильин В. И. 2019. Социальный сёрфинг как модель молодёжного образа жизни // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1. С. 28–48. URL: https://doi.org/10.14515/ monitoring.2019.1.02. (Дата посещения: 21.04.2020).

Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. 2013. Ресурсы и практики социально-экономической адаптации населения России. М.: Новый хронограф. 328 с.

Константиновский Д. Л. 2008. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСО. 551 с.

Латова Н. В., Латов Ю. В. 2010. Методология институционального анализа социального неравенства в доступе к андрагогическому образо­ванию // Terra Economicus. Т. 8. № 3. С. 64–81.

Многомерная социальная мобильность в современной России: монография / [Ю. Б. Епихина и др.]. М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2018. 112 с. 1 электрон.-опт. диск 12 см. (CD-ROM) ISBN 978-5- 89697-306-5, DOI 10.19181/monograph.2019.3

Попова Е. С. 2019. «Образование второго шанса» и альтернатив­ные траектории как механизм накопления человеческого капитала // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 4. С. 372–387.

Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты: [монография] / [В. В. Семенова и др.]. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. 512 с.

Ballarino G., Bernardi F., Requena M., Schadee H. 2008. Persistent Inequalities? Expansion of Education and Class Inequality in Italy and Spain // European Sociological Review. Vol. 25. № 1. P. 123–138.

Bar Haim E., Shavit Y. 2013. Expansion and inequality of educational opportunity: A comparative study // Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 31. P. 22–31.

Bauman Z. 2005. Liquid Life. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity. 1st edition. 224 p.

Blau P. M. 1978. American Occupational Structure. New York: Free Press. Illustrated edition. 544 p.

Breen R., Luijkx R., Muller W., Pollak R. 2009. Nonpersistent Inequality in Educational Attainment: Evidence from Eight European Countries // American Journal of Sociology. Vol. 114. № 5. P. 1475–1521.

Collins R. 1971. Functional and conflict theories of educational strat­ification // American Sociological Review. Vol. 36. P. 1002–1019.

Goldthorpe J. H., Hope K. 1974. The Social Grading of Occupations: A New Approach and Scale: Clarendon Press. 216 p.

Grummell B. 2007. The «second chance» myth: Equality of opportunity in Irish adult education policie // British Journal of Educational Studies. Vol. 55. № 2. P. 182–201.

Grusky D. B., Van Rompaey S. E. 1992. The Vertical Scaling of Occupations: Some Cautionary Comments and Reflections // American Journal of Sociology. Vol. 97. № 6. P. 1712–1728.

Haveman R., Smeeding T. 2006. The Role of Higher Education in Social Mobility // The Future of Children. Vol. 16. № 2. P. 125–150.

Hope K. 1982. A Liberal Theory of Prestige // American Journal of Sociology. Vol. 87. № 5. P. 1011–1031.

Karabel J. 1972. Community Colleges and Social Stratification // Harvard Educational Review. Vol. 42. № 4. P. 521–562.

Knapper C., Cropley A. 1991. Lifelong learning and higher education (2nd edn.). London. Kogan page.

Nash P. 1961. The Rise of the Meritocracy, 1870–2033: An Essay on Education and Equality. Michael Young (London: Thames and Hudson, 1958. Pp. 160. 15 s.) // History of Education Quarterly. Vol. 1. № 4. P. 40–42.

Neelsen J. P. 1975. Education and Social Mobility // Comparative Education Review. Vol. 19. № 1. P. 129–143.

Parsons T. 1940. An Analytical Approach to the Theory of Social Stratification // American Journal of Sociology. Vol. 45. № 6. P. 841–862.

Richardson C. J. 1977. Education and Social Mobility: Changing Conceptions of the Role of the Educational Systems // The Canadian Journal of Sociology / Cahiers canadiens de sociologie. Vol. 2. № 4. P. 417–433.

Tuijnman A. 1990. Adult education and the quality of life // Int Rev Educ. Vol. 36. № 3. P. 283–298.

Tuijnman A. 1989. Recurrent Education, Earnings and Well-being: A Fifty-year Longitudinal Study of a Cohort of Swedish Men: Almqvist &Wiksell International. 294 p.

Young M. D. 1961. The Rise of the Meritocracy, 1870–2033: An Essay on Education and Equality: Penguin Books. 198 p.