Журнал: Вестник Института социологии

Вербицкий С. А.
Подходы к исследованию культурных и музыкальных индустрий и анализ их применимости в реалиях современной российской культуры

Вербицкий Сергей Анатольевич , НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, Россия
sverbitskiy@hse.ru

DOI: 10.19181/vis.2020.11.3.668
ID статьи на сайте журнала: 668


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Вербицкий С. А. Подходы к исследованию культурных и музыкальных индустрий и анализ их применимости в реалиях современной российской культуры // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 3. С. 155-178.
DOI: 10.19181/vis.2020.11.3.668

Рубрика:

Трибуна молодого учёного: инструментарий исследователя

Аннотация

Данная статья содержит обзор наиболее распространённых подходов к исследованию культурных индустрий в целом и музыкальных индустрий в частности, описывает способы формирования «исследовательского дизайна» (выбора теоретической оптики, постановки исследовательского вопроса и подбора методологического комплекса), широко распространённые в современных культурологии и социологии.

Автор рассматривает основные современные направления исследований культурных индустрий: «перспективу культурного производства», «культурное производство» как совокупность «креативных кластеров» и подход, интерпретирующей коллаборативные сети как основных акторов культурной индустрии. Анализируемые отдельно подходы к исследованию культурного производства в музыкальной индустрии представляют собой: анализ влияния структуры рынка на потребительское поведение, исследование коллаборативных сетей в музыке, изучение политического измерения музыкального производства, а также коммуникации между различными уровнями принятия решений внутри музыкальных индустрий. Также в статье анализируются наиболее часто используемые объекты для критики в ряде теоретико-методологических подходов. Автор проводит оценку применимости используемых в социологии методов исследования музыкального и культурного производства в рамках российской музыкальной индустрии: анализа социальных сетей, качественного и количественного контент-анализа, вторичного анализа статистических данных, а также глубинного и экспертного интервью. Также показаны ограничения использования перечисленных методов в исследовании российской музыкально-культурной индустрии.

По итогам проведённого анализ делается вывод о высокой степени применимости данных методов в дальнейших академических исследованиях в указанной сфере. В свете макроэкономического развития сферы производства и потребления музыкального продукта в России и тотальной цифровизации данных процессов, автор полагает, что направление исследования культурных и музыкальных индустрий является достаточно перспективным. Темпы трансформации музыкальной и других культурных индустрий в России позволяют делать вывод о потенциальной востребованности данного направления исследования в академической и публицистической средах.

Ключевые слова

культура, культурная индустрия, культурное производство, теория и методология, смешанные методы, музыкальная индустрия

Литература

База данных компаний России и СНГ // Экспорт Бэйз. URL: https://export-base.ru/ (Дата посещения: 25.03.2020).

Лазарева О. В. 2017. Культурные индустрии: два аспекта понимания // Обсерватория культуры. Том 14. № 6 // URL: https://doi. org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-670-676 (Дата посещения: 25.03.2020).

Фархатдинов Н. 2008. Социология искусства без искусства. Индустриальная метафора в социологических исследованиях искусства // Социологическое обозрение. № 7 (3). С. 55–69.

Ahn I., Yoon K. 2009. On the impact of digital music distribution // CESifo Economic Studies. № 55 (2). P. 306–325.

Bassets K., Griffiths R., Smith I. 2002. Cultural industries, cultural clusters and the city: the example of natural history film-making in Bristol // Geoforum. № 33 (2). P. 165–177.

Bekhuis H., Lubbers M., Ultee W. 2014. A Macro-Sociological Study into the Changes in the Popularity of Domestic, European, and American PopMusic in Western Countries // European Sociological Review. Vol. 30. No. 2.

Bocullo D. 2016. European cinema on social media map: bridging cul­tural diversity and reaching audience in the era of digitalisation // Media transformations. Kaunas: Vytautas Magnus university. Vol. 12.

Bourdieu P. 1993. The Field of Cultural Production, or: The Economic World Reversed // Bourdieu P. The Field of Cultural Production. Essays on Art and Literature /translated by R. Nice. Cambridge: Polity Press.

Brandellero A. M. C., Pfeffer K. 2011. Multiple and shifting geog­raphies of world music production // Area. № 43 (4). P. 495–505.

Cattani G., Ferriani S. 2008. A core/periphery perspective on individ­ual creative performance: Social networks and cinematic achievements in the Hollywood movie industry // Organization Science. № 19 (6). P. 824–844.

Chun A. 2012. The Americanization of pop culture in Asia? // Inter- Asia Cultural Studies. № 13 (4). P. 495–506.

DiMaggio P. 1977. Market structures, the creative process, and popular culture // Journal of Popular Culture, Special Section on Sociology and Popular Culture, edited by Gary Alan Fine. vol. 11. № 2 (Fall).

DiMaggio P. 1987a. Classification in Art // American Sociological Review. Vol. 52. No. 4.

DiMaggio P. 1987b. Nonprofit organizations in the production and distribution of culture // W. W. Powell (Ed.). The Nonprofit Sector: A Research Handbook Yale University Press.

DiMaggio P., Hirsch P. 1976. Production Organizations in the Arts // American Behavioral Scientist. Vol. 9, no. 1.

Dowd T. J. 2003. Structural power and the construction of markets: the case of rhythm and blues // Comparative Sociological Research. Vol. 21.

Duffy B. E., Poell T., Nieborg D. B. 2019. Platform Practices in the Cultural Industries: Creativity, Labor, and Citizenship. Social Media+Society. DOI: 10.1177/2056305119879672

Egedy T., Kovács Z. 2010. Budapest: A great place for creative industry development? // Urbani Izziv. Vol. 21, no. 2.

Florida R. 2002. The rise of the creative class and how it’s transform­ing work, leisure, community and everyday life. New York, Basic Books.

Foster P., Borgatti S. P., Jones C. 2011. Gatekeeper search and selec­tion strategies: Relational and network governance in a cultural market // Poetics. № 39 (4). P. 247–265.

Halpert L. 2012. Collaborative and Collective: Reflexive Coordination and the dynamics of Open Innovation in the digital industry clusters of the Paris Region // Urban Studies. Vol. 49. No. 11.

Hansen K. 2007. Technology, Talent and Tolerance-The Geography of the Creative Class in Sweden // Rapporter och notiser. 169.

Hesbacher P. 1978. Sound exposure in radio: The misleading nature of the station // Popular Music and Society. Vol. 6, no. 2.

Hesmondhalgh D. 1997. Post-punk’s attempt to democratise the music industry: the success and failure of rough trade // Popular Music. Vol. 16 (3). P. 255–274.

Hesmondhalgh D. 2006. Digital Sampling and Cultural Inequality. Social & Legal Studies, vol. 15 (1). P. 53–75. URL: https://doi. org/10.1177/0964663906060973 (Дата посещения: 31.07.2020).

Hesmondhalgh D. 2012. The Creative Industries (3rd edition). London: Sage.

Hesmondhalgh D., Jones E., Rauh A. 2019. SoundCloud and Bandcamp as Alternative Music Platforms // Social Media+Society 5(4). DOI: 10.1177/2056305119883429

Hesmondhalgh D., Meier L. M. 2018. What the digitalisation of music tells us about capitalism, culture and the power of the information technology sector // Information, Communication & Society. Vol. 21(11). P. 1555–1570.

Hirsch P. 1972. Processing fads and fashions: An organization-set analysis of cultural industry systems // American Journal of Sociology. Vol. 77 (4). P. 639–659.

Hitters E., van de Kamp M. (2010): Tune in, fade out: Music compa­nies and the classification of domestic music products in the Netherlands // Poetics. Vol. 38.

Hoeven A. van der, Janssen S. Driessen S. 2016. Articulations of Identity and Distinction: The Meanings of Language in Dutch Popular Music. Popular Music and Society, 39(1). P. 43–58. URL: http://doi.org/1 0.1080/03007766.2015.1061344 (Дата посещения: 31.07.2020).

IFPI Global Music Report 2019. URL: https://www.ifpi.org/ news/IFPI-GLOBAL-MUSIC-REPORT-2019&lang=en (Дата посещения: 31.07.2020).

Iwabuchi K. 2019. Globalization, Digitalization, and Renationalization: Some Reflections from Japanese Cases // Situations. 12(1). P. 1–2.

Jones E. 2018. Platform DIY: Examining the impact of social media on cultural resistance in cont (Doctoral thesis). University of Leeds, Leeds, UK.

Juhász S, Tóth G, Lengyel B. 2020. Brokering the core and the periphery: Creative success and collaboration networks in the film indus­try // PLoS ONE 15(2): e0229436. URL: https://doi.org/10.1371/journal. pone.0229436 (Дата посещения: 31.07.2020).

Kadushin C. 1976. Networks and Circles in the Production of Culture // American Behavioral Scientist. 19(6). P. 769–784. URL: https://doi. org/10.1177/000276427601900607 (Дата посещения: 31.07.2020).

Lash S., Urry J. 2002. Theory, Culture & Society: Economies of signs and space London: SAGE Publications Ltd.

Leyshon A., Webb P., French S., Thrift N., Crewe L. 2005. On the reproduction of the musical economy after the Internet // Media, Culture & Society. 27(2). P. 177–209.

Lieb K. J. 2018. Gender, branding, and the modern music industry: The social construction of female popular music stars. Routledge.

Matthews J. T. 2017. Beyond ‘Collaborative Economy’ Discourse: Present, Past and Potential of Digital Intermediation Platforms // Graham J., Gandini A. (eds.). Collaborative Production in the Creative Industries. London: University of Westminster Press.

McAndrew S., Everett M. 2015. Music as Collective Invention: A Social Network Analysis of Composers. Cultural Sociology, 9(1). P. 56–80. URL: https://doi.org/10.1177/1749975514542486 (Дата посещения: 31.07.2020).

Nguyen G. D., Dejean S., Moreau F. 2014. On the complementarity between online and offline music consumption: the case of free streaming // Journal of Cultural Economics. Vol. 38, no. 4.

Nieborg D., Poell T., Deuze M. 2019. The Platformization of Making Media // Deuze M. & Prenger M. (Eds.). Making Media: Production, Practices, and Professions. Amsterdam: Amsterdam University Press. doi: 10.2307/j.ctvcj305r.8.

Nyakudya F. W. 2019. Positive local externalities of immigration on entrepreneurship: Evidence from the UK East Midlands region // Local Economy. 34(3). P. 271–293.

Peterson R. 1990. Why 1955? Explaining the advent of rock music // Popular Music. 9(1). P. 97–116.

Peterson R. A. 1979. Revitalizing the culture concept // Annual review of sociology, 5(1). P. 137–166.

Peterson R., Berger D. 1971. Entrepreneurship in Organizations: Evidence from the Popular Music Industry // Administrative Science Quarterly. Vol. 16, no. 1. DOI: 10.2307/2391293.

Peterson R., Berger D. 1975. Cycles in Symbol Production: The Case of Popular Music // American Sociological Review. Vol. 40, no. 2.

Piergiovanni R., Carree M. A., Santarelli E. 2012. Creative indus­tries, new business formation, and regional economic growth // Small Bus Econ 39. P. 539–560. https://doi.org/10.1007/s11187-011-9329-4 (Дата посещения: 31.07.2020).

Pratt Andy C. 2008. Cultural commodity chains, cultural clusters, or cultural production chains? // Growth and change. 39 (1). P. 95–103. DOI: 10.1111/j.1468–2257.2007.00406.x.

Prior N. 2011. Critique and renewal in the sociology of music: Bourdieu and beyond // Cultural sociology. 5(1). P. 121–138.

Prokůpek M. 2020. Digitalization of Cultural and Creative Industries and Its Economic and Social Impact // Examining Cultural Perspectives in a Globalized World. P. 117–140. IGI Global.

PWC Россия: Медиаиндустрия в 2019–2023 гг. // Официальный сайт Pricewaterhouse Coopers. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ mediaindustriya-v-2019.html (Дата посещения: 21.03.2020).

Rauh A. 2018. «Under-the-radar» electronic dance musicians: Opportunities and challenges with digital communication technologies (Doctoral thesis). University of Leeds, UK.

Rumbo J., Crane D., Kawashima N., Kawasaki K. 2003. Global Culture: Media, Arts, Policy and Globalization // Contemporary Sociology. 32. 722. DOI: 10.2307/1556657.

Rutten R., Gelissen J. 2008. Technology, talent, diversity and the wealth of European regions // European Planning Studies, 16(7). P. 985–1006.

Santoro M. 2008. Culture as (and after) production // Cultural Sociology. 2(1). P. 7–31.

Schäfer M. 2011. The Extension of Cultural Industries. In Bastard Culture!: How User Participation Transforms Cultural Production. Amsterdam: Amsterdam University Press. doi:10.2307/j.ctt46n23s.9.

Schmutz V., Miller C. 2015. «Production of Culture» in Emerging Trends in the Social and Behavioral Sciences / Edited by R. Scott, S. Kosslyn. Hoboken, NJ: John Wiley and Sons.

Scott A. J. 2006. Entrepreneurship, innovation and industrial devel­opment: geography and the creative field revisited. Small business econom­ics, 26(1). P. 1–24.

Venkatesh A., Meamber L. A. 2006. Arts and aesthetics: Marketing and cultural production. Marketing Theory, 6(1). P. 11–39. URL: https:// doi.org/10.1177/1470593106061261 (Дата посещения: 31.07.2020).

Yang J., Černevičiūtė J. 2017. Cultural and Creative Industries (CCI) and sustainable development: China’s cultural industries clusters // Entrepreneurship and Sustainability Issues, Entrepreneurship and Sustainability Center. 5(2). P. 231–242.

Yu W. 2020. Creative industries agglomeration and entrepreneurship in China: necessity or opportunity? // Industry and Innovation. 27(4). P. 420–443.

Zheng J., Chan R. 2013. A property-led approach to cluster development: creative industry clusters and creative industry networks in Shanghai// The Town Planning ReviewVol. 84, no. 5.