Журнал: Вестник Института социологииРедакция . О выпуске Редакция , ID статьи на сайте журнала: 728 Полный текстТекст статьиСсылка при цитировании: Редакция . О выпуске // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 3. С. 8-13Текст статьи О выпуске Тема этого номера «Человек и общество в глобальном постмодерне: социокультурные метаморфозы» посвящена наиболее глубоким и значимым изменениям в современном мире. Термин «метаморфозы» используется здесь не случайно: сегодня процессы общественного развития принимают не просто новые, но порой невиданные прежде формы. После распада СССР российские социологи ориентировались на изучение перемен, имевших, как тогда казалось, устойчивый и строго определённый вектор: транзит российского общества к западному модерну, параметры которого включали в себя развитый рынок, демократию, гражданское общество, социальную самоорганизацию и т.п. Глобализация поначалу лишь распространяла рынок с демократией на весь мир, породив иллюзию конца истории. Однако изменения быстро стали непредсказуемыми, их вектор теперь утерян, но скорее его попросту сложно уловить: современный социолог находится внутри стремительного круговорота событий, наблюдая смену постмодерна пост-постмодерном и возникновение неожиданных, невообразимых ранее феноменов, таких как, например, Новая Этика и движение WOKE. В статьях, составляющих тему номера, современные социокультурные трансформации рассматриваются с разных ракурсов и с помощью различных подходов. Их авторы интерпретируют развитие как соединение традиций с инновационной активностью (А.Н. Данилов); исследуют цивилизационные особенности России как основания её движения по собственному, отличному от западного, пути развития (Л.А. Беляева); изучают радикальные изменения в религиозной и духовной сфере, которые привели в том числе к появлению воинствующего морализма и диктату меньшинств (Е.Д. Руткевич), анализируют формирование жизненных смыслов российской молодёжи, которые непосредственно связаны с развитием страны (Ю.А. Зубок, В.И. Чупров и др.). Очевидно, что мы неоднократно будем возвращаться к теме радикальных и часто непредсказуемых изменений современного общества и надеемся в дальнейшем обсудить их преломление в социальной реальности российских регионов. Выпуск открывает статья Данилова А. Н. (Минск, Республика Беларусь) «Развитие современного социума: место культуры в выборе будущего», в которой представлены размышления о развитии современного социума и месте культуры в этом процессе. Общество потребления, доминирующее ныне в мире, зачастую рассматривается в качестве единственно возможной перспективы современной цивилизации, а его идеалы и ценности представляются в качестве образца для подражания. По мнению автора, будущее многовариантно, но оно ограничено рамками предшествующего развития и современного состояния социальной системы. Социальные, гуманитарные науки запаздывают в осмыслении быстрых глобальных перемен. Потому, по мнению автора, остро необходимо исследование изменений, происходящих в различных сферах современной культуры, где возникают новые жизненные смыслы и ценности, обеспечивающие новый тип цивилизационного развития. В статье рассмотрены классические подходы к структуре социальности и констатируется, что в XXI в. выросло новое поколение, которое ориентировано на перемены и хочет жить в мире, где считаются с его мнением, где приоритетна политика социальной справедливости. Обозначена значимость изучения механизма и мотивов выбора нового, роль в этом процессе столкновения культур, конфликтов ценностей, зарождения и укоренения новых жизненных смыслов. В статье Беляевой Л.А. (Москва) «Цивилизационная гетерогенность России. Собственность в поле цивилизационного развития» российская цивилизация рассматривается как социокультурная общность, включающая в себя разные цивилизационные образования, что обуславливает её гетерогенный характер. В качестве индикатора гетерогенности общества автор рассматривает его социальную структурацию, в которой присутствуют цивилизационные разломы, то есть такое противостояние отдельных структурных элементов, которое имеет цивилизационный характер. Автор фиксирует три цивилизационных разлома в современной России. Первый из них основывается на существовании в стране разных уровней технико-технологического развития и, соответственно, характера и содержания труда населения. Второй разлом обусловлен материальной дифференциацией общества, которая порождает глубокое различие качества жизни населения, являющегося атрибутивным признаком различных цивилизаций. Третий разлом имеет отношение к исторически сложившемуся неравномерному развитию регионов. По мнению автора, на просторах России сосуществуют информационная, индустриальная и традиционная субцивилизации. Среди значимых факторов цивилизационного развития рассмотрены отношения собственности. Показано, что в России право собственности индивида ориентировалось на «внутреннюю справедливость». Переориентация отношений собственности в России на западную модель не увенчалась успехом по причине традиционно сильных этакратических воздействий. Автор утверждает, что «своя колея», свой путь цивилизационного развития, видимо, суждены России и в будущем. Статья Руткевич Е.Д. (Москва) «(Не) Религиозное разнообразие и соотношение религиозного, духовного и светского в сознании современного человека» посвящена сложнейшим трансформациям, происходящим в духовной жизни современного человека. Сегодня в мире растет (не)религиозное разнообразие, которое рассматривается автором как разнообразие типов (не) религиозного сознания и категорий (не) религиозной идентичности. В статье рассматриваются теоретические предпосылки и обоснования изменения западной (не)религиозной идентичности, происходящих в процессе перехода от вестфальской к пост–вестфальской системе религиозного управления и становления особого типа плюрализма, формирующегося в процессе де-дифференциации религии, глобализации и трансформации «религии места и нации» в транснациональную религию «без места и нации». В статье анализируются истоки и причины этой трансформации (не)религиозного сознания в «долгие 1960-е». Прослеживается эволюция таких типов (не)религиозного разнообразия, как «духовные, но не религиозные», «никакие» и пост–протестанты и объединяющее их понятие «духовность». Автор показывает, как идеалы многообразия, толерантности, равенства, бывшие принципами всех левых движений за права меньшинств более полувека назад, сегодня превращаются в свою противоположность. Как наиболее яркий пример приводятся «воинствующий морализм и жестокий догматизм», характерные для мировоззрения WOKE, к которому имеют отношение пост-протестанты. Это, в свою очередь, ведёт к диктатуре меньшинств, извращению сути демократии, к превращению большинства в самое бесправное меньшинство, что вызывает обеспокоенность и научного сообщества, и рядовых граждан.. В статье Зубок Ю. А., Чупрова В. И., Любутова А. С., Сорокина О. В. (Москва) «Жизненные позиции молодёжи: смысловые основания формирования» исследуются жизненные позиции современной российской молодёжи. Внимание к данной тематике возросло в связи с активизацией молодёжи в общественно-политической сфере. Отстаивание своего права влиять на формирование городского пространства, участие в волонтёрском, экологическом и других движениях. Авторы рассматривают сущность жизненной позиции молодёжи, особенности её формирования в рамках существующего смыслового пространства реальности и связь оной с социальной активностью. Также анализируются связи жизненной позиции молодых людей c возрастом, уровнем материального положения и образования, с региональными условиями жизни. Описаны связи жизненных позиций молодых людей с их мировоззренческими установками на индивидуализм и коллективизм, доверие и недоверие окружающим. Авторами установлено, что регуляционная функция активной жизненной позиции реализуется посредством как традиционных, так и современных элементов механизма саморегуляции: архетипами славы и идеализации прошлого, с одной стороны, и рационализмом, открытостью ко всему иностранному, отношением к стране как месту проживания, с другой. Рубрика «Социальная адаптация в экономике и образовании: российская специфика» представлена тремя статьями, содержащими результаты исследований самооценки образовательной успешности студентов и адаптационных процессов в среде студенческой и рабочей молодёжи, а также старшего поколения рабочих. В статье Шуклиной Е.А. (Екатеринбург) «Самооценка образовательной успешности как институциональный феномен: социологический анализ эффективности и внутрисистемных противоречий» представлен анализ самооценки образовательной успешности как субъективного регулятора образовательной деятельности человека. Субъективная оценка успешности в формальном образовании рассматривается как отражение представлений обучающихся о степени соответствия системе институциональных требований через их приятие/отторжение. Сделаны выводы о том, что самооценка образовательной успешности – устойчивый институциональный конструкт, унифицированно регулирующий образовательную деятельность на всех этапах, осуществляя таким образом процесс дифференциации её субъектов. При этом она может быть дисфункциональной по отношению к институту образования, реализации его адаптивной, социокультурной и других функций. Автор утверждает, что институционально сформированная модель самооценки успешности для образовательных общностей в современных условиях не является оптимальной. Постепенно трансформируясь в соответствии с потребностями обучающихся, возможностями института образования, вызовами времени, она будет вынужденно видоизменяться, создавая условия для более широких перспектив и разнообразия образовательного и профессионального будущего учащейся молодёжи. Большакова О.А., Караханова Т.М. (Москва) в статье «Бюджет времени студенческой молодёжи и её адаптация к учебной деятельности» рассматривают общую картину использования студентами вузов своего фонда времени, его структурирование, а также динамику показателей времени, относящихся к основным сферам повседневной деятельности учащихся за 2002–20 гг. Особое внимание в статье уделено учебной деятельности как статусообразующей для студентов очной формы обучения. Реальное поведение студентов анализировалось в комплексе с анализом мотивации к получению высшего образования, адаптивных возможностей участия в учебной деятельности и успешности профессиональной социализации учащихся. Выявлено, что доминирующий мотив получения высшего образования – «необходимость иметь диплом о высшем образовании для устройства на хорошую работу» – не только сохранил (за период 2002–20 гг.) своё доминирование и значительный «отрыв» от значимости других мотивов, но его важность даже повысилась. Сохранилась в целом и конфигурация образовательной мотивации. Изменения в ресурсных временны́х возможностях наименее всего затронули сегмент повседневной деятельности, относящийся к общей трудовой нагрузке (учебное время, оплачиваемый труд, неоплачиваемый труд). Авторы также рассмотрели времязатраты на всю учебную деятельность и её структуру в динамике за период 1920-2020 годов и выявили, что 2019–20 гг. отличаются худшими характеристиками. В статье Бессокирной Г.П. (Москва) «Социальная адаптация младшего и старшего поколений рабочих в современной России» представлены результаты сравнительного анализа социальной адаптации указанных в названии работы социальных групп. Изучены межпоколенческие различия в эффективности социальной адаптации двух поколений российских рабочих в течение 2006–19 гг. К младшему поколению отнесены рабочие, родившиеся в 1985 г. и позже. Их социализация осуществлялась главным образом уже в постсоветской России, а вступление в трудоспособный возраст происходило в 2000-е гг. Старшее поколение – рабочие, родившиеся не позже 1984 г. Рассмотрены способы рыночного приспособления, которые служили дополнительными источниками доходов. Автор анализирует динамику социальной адаптации рабочих в 2014–19 гг., происходившей на фоне снижения реальных денежных доходов населения. Установлено, что межпоколенческие различия в эффективности социальной адаптации российских рабочих незначительны. Показано, что на социальную адаптацию младшего и старшего поколений рабочих преимущественное влияние оказывает социально-экономическая ситуация в стране. Важными факторами, определяющими успешность социальной адаптации, являются условия жизнедеятельности по месту жительства (в поселении определённого типа) и производственная ситуация на основной работе. Рубрика «Социум и образование в российских регионах» посвящена роли общего и высшего образования в развитии российских регионов. Тема эта оказалась сложной и дискуссионной. С одной стороны, образовательные организации, без сомнения, играют важнейшую роль в региональном развитии, в ряде случаев – ключевую. Именно они формируют человеческие ресурсы, создают рабочие места, становятся культурными и инновационными центрами. В малых городах и в сельской местности они часто являются едва ли не единственными центрами культуры. С другой - отток молодёжи в крупные города, в первую очередь в Москву и Санкт-Петербург усиливается, школы и университеты в итоге создают человеческий капитал для столиц, а часто и для других государств. Мы надеемся продолжить обсуждение этой проблемы на страницах нашего журнала и ждём статей с результатами исследований роли образования в современном региональном развитии. В статье Сампиева И.М. (Магас) «Региональный университет как социальный институт (на примере Ингушского государственного университета)» показано, что региональный университет в современных условиях как социальный институт приобретает особое значение и как научное учреждение, и как главный элемент регионального образовательного пространства, и как центр инновативной экономики. Ингушский университет, рассмотренный в данной статье как яркий пример регионального вуза, ориентируется на непрерывное профессиональное образование, включающее довузовскую подготовку, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование различного уровня, а также послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Университет является одним из самых крупных работодателей в регионе, поэтому в статье подчеркнута его роль в решении проблемы занятости и трудоустройства выпускников. Кроме того, в Ингушском государственном университете формируются условия для развития малых инновационных предприятий. Культуросозидающая роль университета в пространстве региональной культуры также весьма многогранна. На примере этого университета автор показывает, что вуз, с одной стороны, является частью мирового культурно-образовательного сообщества, с другой – ведёт работу по сохранению, развитию и распространению культуры народов региона. Тувинские социологи Ойдуп Т.М., Кылгыдай А.Ч. (Кызыл) в статье «Выпускники школ как основа человеческого капитала региона (на примере Республики Тыва)» анализируют результаты опросов выпускников школ столицы Республики Тыва – города Кызыла, проведённых в 2010 и 2019 гг. В современных условиях межрегиональной конкуренции остро встаёт вопрос привлечения и сохранения человеческого капитала региона. Одним из главных ресурсов человеческого капитала любого региона являются выпускники школ 9 и 11 классов. А Республика Тыва в данном межрегиональном соперничестве существенно проигрывает,- утверждают авторы. Причины они видят в небольшом выборе учебных заведений, высокой безработице и отставании региона в инфраструктурном развитии. Сравнительный анализ показал, что прослеживается чёткая зависимость между увеличением предложений рабочих мест на рынке труда и ростом популярности определённых профессий. По результатам социологического исследования можно констатировать, что при сохранении текущей социально-экономической ситуации в Республике Тыва, большинство выпускников школ города Кызыла не станут основой для формирования человеческого капитала региона. Для республики остаются актуальными повышения социальной привлекательности региона для дальнейшего проживания. Завершает выпуск традиционная рубрика «Социально-демографические проблемы современной России» представленная статьёй Воронина Г.Л. (Нижний Новгород) «Смертность как социальная проблема: 2001-2017 гг.». В статье представлен социологический анализ смертности населения постсоветской России. Анализируются социально-демографические характеристики респондентов, ушедших из жизни по причинам болезней системы кровообращения, органов дыхания, онкологических заболеваний, самоубийств, убийств, внешних причин и вследствие старости. Автор утверждает, что сегодня важно обратить внимание не только на здоровье отдельного человека, но и на здоровье нации в целом. По расчётами автора, 95% смертей в России – следствие социальных факторов. Причинами сложившейся ситуации, по его мнению, являются оптимизация российского здравоохранения, «модернизация» экономики, трудная экологическая ситуация, деградация институтов семьи и брака, образования, безработица, низкие доходы населения и др. В статье анализируются социальные факторы, влияющие на причины смерти мужчин и женщин, даны социально-демографические портреты умерших. Автор показывает разворачивающуюся демографическую катастрофу современной России – снижение рождаемости и рост смертности, за которой неминуемо последуют экономический крах и социальный хаос, но отмечает, что данная проблема не является уникальной и характерной только для России. Эта катастрофа угрожает и странам Восточной Европы и Прибалтики.Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 38, 2021>> Архив журнала