Журнал: Вестник Института социологии

Рубанов А. В.
Бюрократия как социальный феномен

Рубанов Анатолий Владимирович, д.соц.н., проф., Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь
rubanov.bsu@ gmail.com

DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.833
ID статьи на сайте журнала: 833


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Рубанов А. В. Бюрократия как социальный феномен // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 3. С. 108-121.
DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.833

Рубрика:

Современная белорусская социология

Аннотация

Объектом научного анализа в данной статье является двойственная природа феномена бюрократии. С одной стороны, она рассматривается как наиболее рациональная форма организации и управления в традициях М. Вебера. С другой стороны, показаны основные проявления патологии бюрократизма и их причины. Неоднозначность оценок бюрократии раскрывается на идеях С. Н. Паркинсона, Р. Мертона, А. Гоулднера, А. Тоффлера, М. Крозье. Анализируются оценки природы и эволюции бюрократии в современном обществе. С одной стороны, раскрыт положительный потенциал бюрократической формы управления, с другой - основные негативные проявления и социальные последствия бюрократизма. Показана реализация в ходе административных реформ концепции «прозрачной» или «отзывчивой» бюрократии. Раскрыта сущность процесса дебюрократизации, показано содержание основных общесистемных и специальных административно-технологических мероприятий, которые он включает. Отмечается, что общесистемные меры связаны с оптимизацией полномочий и деятельности бюрократии, недопущением ее влияния как самостоятельной общественно-политической силы, контролем гражданского общества. Управленческо-технологические мероприятия предполагают отход от авторитаризма и использование новых подходов к управлению, совершенствование внутренней организации и стиля работы аппарата, мотивацию творческой деятельности и инициативы людей. Особо подчеркивается, что в процессе дебюрократизации важно наладить диалог и обратную связь с населением, повысить культуру управленческой деятельности и общения чиновников с людьми, создать электронное правительство и институционализировать службу «одно окно», которая становится частью этого правительства. Отмечается, что социологические исследования проблем дебюрократизации и совершенствования работы органов государственной власти в Беларуси позволяют говорить о том, что при попытках улучшить работу аппарата быстрее достигаются положительные результаты в области культуры общения с населением. Положительный эффект дает работа по созданию электронного правительства и институционализации службы «одно окно», которая становится частью этого правительства. Они упрощают процедуры управления, оптимизируют формы взаимодействия органов власти и большинства населения, положительно оцениваются людьми.

Ключевые слова

власть, управление, бюрократия, бюрократизм, патология бюрократии, дисфункции бюрократии, дебюрократизация, культура управленческой деятельности, электронное правительство, служба «одно окно»

Литература

 

  1. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. Т. 1: Социология / Пер. с нем. В А. Брун-Цеховой и др.; под общ. ред. Л. Г. Ионина. М.: ВШЭ, 2016. 444 с.
  2. Крозье М. Современное государство – скромное государство. Другая стратегия изменения // Свободная мысль. 1993. № 11. С. 35–43.
  3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT; ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 873 с.
  4. Паркинсон С. Н. Законы Паркинсона: Сборник / Пер. с англ.; сост. и авт. предисл. В. С. Муравьев. М.: Прогресс, 1989. 448 с.
  5. Спиридонова В. И. Бюрократия и реформа (Анализ концепции М. Крозье). М.: ИФРАН, 1997. 201 с.
  6. Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. Е. Руднева; науч. ред., авт. предисл. П. С. Гуревич. М.: ACT, 2002. 557 с.
  7. Gouldner A. W. Patterns of Industrial Bureaucracy. New York: The Free Press of Glencoe, 1954. 286 р.