Журнал: Вестник Института социологии

Редакция .
О выпуске

Редакция ,
ID статьи на сайте журнала: 838


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Редакция . О выпуске // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 3. С. 8-12

Текст статьи

 Тема данного выпуска Миграция и идентичность в наши дни особенно актуальна по причине сложности и крайней противоречивости протекающих в России и по всему миру социальных трансформаций. Глобализация исчезает и остаётся одновременно. Её видимое политическое разрушение происходит при сохранении глобальных экономических потоков. Не исчезли и тенденции социализации индивида как космополита, «человека мира», обусловленные глобальным характером части производительных сил, прежде всего IT технологий.

Массовая трудовая миграция в этих условиях не выглядят случайной и устранимой флуктуацией экономического и социального развития. Она имеет множество измерений, может быть внутренней или внешней, постоянной или временной и т.п., но в любом случае она неизбежно влияет на социокультурные характеристики принимающего и «отправляющего» социума. Проблема идентичности также связана с миграционными процессами, но значима не только для тех, кто меняет место жительства. В России поиск баланса идентичности российской и этнической (а в иных случаях – региональной) есть задача экзистенциональная, от её решения во многом зависит само существование страны. По этой причине важно выявлять факторы, способствующие интеграции российского общества, искать причины сохраняющихся представлений об этнических предубеждениях, в особенности в сфере труда.

Выпуск открывает статья Рыжовой С.В. (Москва) «Российская идентичность в региональном разнообразии: роль доверия», в которой представлены результаты исследования динамики российской идентичности и уровня обобщённого (генерализованного) доверия в России и российских регионах. Особое внимание уделяется Республике Кабардино-Балкария (как пилотному образцу этнического субъекта РФ). В статье рассматриваются вопросы соотношения российской и этнической идентичностей в регионах, отмечается, что их баланс отражает успешность региональной и федеральной политики управления этнокультурным разнообразием. Автор на основании анализа полученных данных приходит к выводу о том, что в современных условиях дефицита интеграционной политики государства культура доверия выступает в качестве «локомотива», продвигающего становление российской нации. Сила этого «локомотива» пока невелика, тем не менее, он оказывает позитивное влияние на формирование российской идентичности: во всех исследованных регионах актуализация российской идентичности выше среди тех, кто демонстрирует установки обобщённого доверия, полагая, что большинству людей можно доверять.

В статье Эндрюшко А. А. (Москва) «Представления россиян о влиянии этничности на социальное продвижение (на примере сферы труда)» оценивается распространённость мнений о влиянии национальности на возможности социального продвижения (на примере трудовой сферы) в общероссийском контексте. Показано, что далеко не все социально-демографические характеристики связаны с формированием представлений об этнической обусловленности сферы труда. В общероссийском измерении не выявлено связи с образованием, материальным положением, а также структурой занятости респондентов. Значимыми факторами оказались возраст, тип поселения, тип собственности предприятия, на котором трудится респондент. Гораздо сильнее оказалось влияние установок респондентов в сфере межэтнических отношений, наличие этнической предубеждённости, а также реальная практика воспринимаемой дискриминации по национальному признаку. Однако, распространённость последней в России крайне мала, поэтому автор делает весьма важный, с нашей точки зрения, вывод о том, что сформированные у значительной части россиян мнения об этнической маркированности трудоустройства стоит рассматривать как сложившиеся в силу исторических предпосылок стереотипы, а не как результат реального ущемления прав людей в данной сфере жизни. 

Статья Толмачёвой А.Ю. (Москва)  «Семьи мигрантов из постсоветских государств: между родиной и Россией» представляет результаты  социологических опросов, проведённых весной 2017 г. и осенью 2020 г. В ней рассматриваются внутрисемейные отношения мигрантов, приехавших в Россию из стран постсоветского пространства (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины). Выявлено, что транснациональная коммуникация в большей степени сохраняется у иностранцев, которые изначально не планируют менять место жительство и постоянно проживать в России. Их цель состоит в зарабатывании средств для обеспечения более высокого уровня жизни в стране происхождения, тогда как приезжие, которые нацелены остаться в России навсегда, чаще проживают вместе со своими близкими родственниками и в меньшей степени поддерживают транснациональные контакты. Автор показывает, что миграция трансформирует и традиции конкретных этносов, например, когда женщина-мусульманка отправляется на заработки и содержит семью на родине, становясь таким образом более независимой и самодостаточной.

В статье Актамова А.Г. (Улан-Удэ), Винокуровой А.Ю. (Владивосток), Григорьева Ю.Г. (Улан-Удэ) «Миграционные процессы в условиях пандемии: кейс Монголии» предпринята попытка дать характеристику миграционных процессов в Монголии в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в контексте внутренней и внешней миграции. Авторы полагают, что пример Монголии можно рассматривать как типичный с точки зрения мер по противодействию распространения COVID-19, но в том, что касается мер социальной помощи своим гражданам, пример Монголии не имел аналогов в мире, поскольку правительство страны и ряд крупных компаний взяли расходы на коммунальные услуги на себя. Процессы внутренней миграции в Монголии имеют сформировавшиеся характерные тенденции, которые определяются резким разрывом между столицей – Улан-Батором и районами (аймаками) страны. В целом, характер и причины миграции монголов носят типичный характер и обусловлены: поиском более оплачиваемой работы, перспективами карьерного роста, улучшением благосостояния, а также связаны с расширением образовательных, культурных, досуговых возможностей и в целом обеспечения будущего детей. Однако пандемия послужила стимулом к обратной миграции жителей из столицы в аймаки страны. Это объясняется индивидуальными стратегиями граждан – стремлением исключить контакт с потенциальными больными и изолироваться в условиях монгольской степи.

В рубрике «Гражданская активность и права человека в условиях цифровизации» представлена статья Назарова М.М. (Москва) «Приватность в сети и цифровая покорность: исследование аудитории интернета» Эмпирическую основу работы составляют данные исследования, проведённого в Москве в 2021 г. Показано, что в практику российской аудитории интернет широко вошли действия, связанные с оставлением персональных данных в сети. Большинство респондентов (84%) разделяет представления о том, что доступ к их персональным данным, их обработка и использование должны осуществляться только при согласии пользователей. Подобные установки сочетаются с низкой информированностью о сути использования персональных данных, а также с опытом их нелегитимного использования со стороны третьих лиц. В рамках исследования зафиксированы проявления феномена цифровой покорности, сопряжённого с установкой на «неизбежность» принятия новых координат приватности, которые несёт с собой мир интернета. Отсутствие действий по защите персональных данных (при общей обеспокоенности этим вопросом) оказывается сопряжённым с неверием в возможность защиты онлайн-приватности. В целом 40% респондентов были согласны с тем, что «слишком поздно защищать персональные данные, вся информация обо мне уже есть в интернете».

В постоянной рубрике «Белорусская социология» представлена статья Рубанова А.В. (Минск) «Бюрократия как социальный феномен» объектом научного анализа в данной статье является двойственная природа феномена бюрократии. С одной стороны, она рассматривается как наиболее рациональная форма организации и управления в традициях М. Вебера. С другой стороны, показаны основные проявления патологии бюрократизма и их причины. Отмечается, что общесистемные меры в государственном управлении связаны с оптимизацией полномочий и деятельности бюрократии, недопущением её влияния как самостоятельной общественно-политической силы, контролем гражданского общества. Автор подчёркивает, что в процессе дебюрократизации важно наладить диалог и обратную связь с населением, повысить культуру управленческой деятельности и общения чиновников с людьми, создать электронное правительство и институционализировать службу «одного окна», которая становится частью этого правительства. Автор указывает, что в Республике Беларусь положительный эффект даёт работа по созданию электронного правительства и институционализации службы «одного окна», которая становится частью этого правительства.

Рубрика «Система образования в меняющемся обществе» содержит две работы, которые могли бы послужить отправным пунктом дискуссии о складывающихся в современном образовании тенденциях. Статья Ломбиной Т.Н. (Москва), Мансурова В.А. (Москва), Юрченко О.В. (Москва) «Проблемы понимания текста школьниками: социологический взгляд» посвящена проблемам понимания текста современными школьниками. Она носит скорее междисциплинарный характер, рассматривает важные для социологов педагогические и психологические аспекты грамотности. Чтение рассматривается авторами не просто как набор когнитивных навыков, но и как социальное действие. На читательские навыки и осмысление новых знаний школьниками влияют социальные практики, прежде всего социально-экономический статус семьи, принятые в ней установки и принципы. В статье показано также, что длительное время, проводимое школьниками в интернете, негативно влияет как на осмысление ими текстов, так и на эмпатию. Авторы также формулируют интересную, с нашей точки зрения, гипотезу: социальное расслоение между школьниками с разным уровнем грамотности можно уменьшить, используя ранее обучение смысловому чтению.

Статья Шабровой Н.В. (Екатеринбург) «Институциональные возможности и практики участия американских родителей в системе школьного образования» посвящена весьма дискуссионной теме участия гражданского общества в школьном образовании. Автор рассматривает её на примере практик участия родителей в управлении системой школьного образования в США.  Исследование показало зависимость институциональных возможностей реализации американскими родителями потребностей и интересов в сфере школьного образования от особенностей системы школьного образования региона (штата); сохраняющееся неравенство в доступе к качественному школьному образованию и его влияние на возможности защиты детско-родительских прав и интересов в сфере школьного образования и целый ряд других проблем. Автор полагает, что в России существуют схожие трудности во взаимодействии родителей и школы, потому важно учитывать конструктивные практики, сложившиеся в американском обществе.

Традиционная рубрика «Трибуна молодого учёного» представлена двумя статьями. Работа Калинина Р.Г. (Москва) «Метод виньеток в онлайн-исследовании: измерение восприятия справедливости» посвящена использованию метода виньеток в онлайн-исследовании. Демонстрируются возможности метода на примере измерения восприятия справедливости и проводится оценка разработанного для этих целей инструментария. Отдельное внимание уделено особенностям применения данного метода онлайн при помощи участников, рекрутируемых из коммерческой панели испытуемых. Рекрутирование участников из онлайн-панели для исследования, в котором используется метод виньеток, продемонстрировало ряд ограничений, которые стоит учитывать при планировании исследования. С учётом выявленной невнимательности участников при выполнении заданий с мобильных устройств, рекомендуется ограничивать заполнение анкет использованием настольных устройств — компьютеров и ноутбуков. Рекомендуются также ограничение количества уровней факторов в экспериментальном плане для уменьшения когнитивной сложности заданий в условиях невозможности контролировать внимательность их выполнения.

Статья Самсоновой Е.А. (Новосибирск) «Социологические факторы влияния образовательной среды на профессиональное выгорание преподавателей вузов» носит междисциплинарный характер, сделана на стыке социологии, психологии и профпатологии (область медицины). В статье представлены результаты авторского исследования, проведённого в вузах города Новосибирска. Автор приходит к выводу, что профессиональное выгорание преподавателя как синдром ответной реакции, проявляющийся в истощении, снижении продуктивности деятельности, деперсонализации является следствием действия целого ряда факторов, среди которых  сверхинтенсивная рабочая нагрузка; новые требования с повышенным уровнем ответственности; негативная атмосфера в коллективе, отсутствие сплочённости, дружелюбности, коллективизма;  «размытость» обязанностей и ответственности, перекладывание ответственности на тех, кто ниже по должности; низкая оплата труда, недооценивание труда преподавателей и качества оказываемых услуг и т.п.  Усложнение условий профессиональной деятельности приводит к увеличению числа преподавателей с выраженной степенью профессионального выгорания вне зависимости от уровня занимаемой должности, однако автором установлена зависимость степени выгорания от стажа преподавательского труда.