Журнал: Вестник Института социологииШуклина Е. А., Певная М. В., Минченко Д. В.Влияние образования на молодежные волонтерские практики в условиях общей формализации системы: кейс Свердловской области Шуклина Елена Анатольевна, д.соц.н. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия e.a.shuklina@urfu.ruПевная Мария Владимировна, д.соц.н., доц., Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия m.v.pevnaya@urfu.ruМинченко Дарья Вячеславовна , Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия minchenkodarya@yandex.ruDOI: 10.19181/vis.2023.14.2.6ID статьи на сайте журнала: 892 Полный текстТекст статьиСсылка при цитировании: Шуклина Е. А., Певная М. В., Минченко Д. В. Влияние образования на молодежные волонтерские практики в условиях общей формализации системы: кейс Свердловской области // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. С. 92-113. DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.6Рубрика: Процессы формализации (бюрократизации) в российском образованииАннотацияВ статье анализируются особенности волонтёрской деятельности образовательных общностей учащихся (школьников, студентов колледжей и вузов), формирующиеся под воздействием образовательной среды. Цель исследования заключается в выявлении различий волонтёрских практик молодёжи на разных уровнях образования, оказывающих влияние на волонтёрскую деятельность учащихся, раскрытии условий её формирования и развития. Эмпирическая база работы – данные анкетного опроса молодёжи 14–24 лет (n=996, выборка – квотная), включающего 42% старшеклассников, 30% учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования и 28% студентов вузов из 70 муниципальных образований Свердловской области. Опрос дополняют данные девяти фокус-групповых интервью с учащимися школ, колледжей и вузов Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Краснотурьинска, проведённых в 2022 г. Данные социологических исследований позволили охарактеризовать типичные для школьников и студентов волонтёрские практики, связанные с опытом и характером этой деятельности среди молодёжи, а также с условиями образовательной среды. Образовательной общностью с наиболее выраженной добровольческой субъектностью являются студенты вузов. У них выше вовлечённость в волонтёрство, самоидентификация со статусом волонтёра, самомотивация добровольческой деятельности. При этом в вузах нивелируется роль наставников, фрагментирована связь образования и волонтёрской активности. Типичные волонтёрские практики школьников базируются во многом на ценностях, которые закладываются в рамках информального образования. Школьный опыт волонтёрства отличается выраженной эмоциональной доминантой, фрагментарностью, разрозненностью и во многом бессистемностью. Он эффективен во многом благодаря личности наставника-учителя, вовлекающего старшеклассников. Волонтёрство студентов колледжей характеризуется явно сниженной мотивацией при доминирующем административно-авторитарном характере организации добровольчества педагогами-организаторами и ограниченной вариативности проектов и направлений волонтёрского участия. В статье показана зависимость характера волонтёрских практик учащейся молодёжи от организационной среды системы образования на разных её уровнях. Практическая значимость исследования связана с обоснованием необходимости внедрения в образовательные программы колледжей и вузов технологии «service-learning». Она позволит повысить роль наставников в формировании волонтёрских практик учащихся и имплементировать волонтёрскую деятельность в образовательный процесс, тем самым повлияв на углубление вовлечённости студентов в волонтёрские проекты, расширение вариативности последних и повышение их привлекательности для молодёжи.Ключевые словаволонтёрство, социальные проекты, воспитательная деятельность, формальное, неформальное, информальное образование, образовательная среда, уровень образованияЛитература Аксенова О. В. Субъект социального действия в современном развитии России: агент, актор, никто // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 2. C. 37–53. DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.640. Андержанова З. А. Вовлечение в волонтёрскую деятельность воспитанников детских домов как фактор их социализации // Социальная политика и социология. 2010. № 3. С. 203–210. Белановский Ю. С., Ширшова И. В. Мир социального волонтёрства: метод. пос. М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. 96 с. Башева О. А., Ермолаева П. О. Феномен цифрового волонтёрства в чрезвычайных ситуациях: сущность, виды, теоретические рамки // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 1. C. 49–71. DOI: 10.19181/vis.2020.11.1.625. Буякова К. И., Малкова И. Ю. Волонтёрство как форма организации образовательной деятельности в контексте третьей миссии университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30 (8–9). С. 69–79. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-69-79. Закирова Л. Ф. Метод «SERVICE-LEARNING» в зарубежной педагогике (на примере немецких вузов) // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5–6. С. 158–164. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. 539 с. Катаров В. К., Штыков А. С., Бутенко А. А., Коновалов А. П. Управление воспитательной работой в вузе: программно-целевой подход // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 5 (99). С. 115–122. Кисиленко А. В. Волонтёрство: потенциал самоорганизации российской молодёжи // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4 (1). С. 63–71. DOI: 10.18413/2408-9338-2018-4-1-63-71. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Говин О. Современное волонтёрство в воспитании просоциального поведения личности // Образование и наука. 2019. Т. 21 (6). С. 122–145. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-122-145. Ключарев Г. А. Онтологическая проблематика в социологической интерпретации: к постановке вопроса // Социологические исследования. 2022. № 1. С. 5–16. DOI: 10.31857/S013216250017230-6; EDN: OFZZNJ. Козель В. Н. Событийное волонтёрство как технология вовлечения горожан в системную волонтёрскую деятельность: метод. пособие. М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтер», 2018. 99 с. Лаврентьев А. В., Шарахина Л. В., Юдина А. А. Внедрение волонтёрской практики в образовательный процесс: учеб. пособие. СПб.: СПбГЭУ, 2014. 65 с. Линович М. В. Внедрение образовательной практики «Обучение через волонтёрство» в систему академического образования в России // Волонтёр. 2012. № 1–2. С. 34–37. Мартынова М. Д., Суркова И. М., Любушкин В. С. Международное событие как источник личностного роста волонтёра: социологический опрос и кейсы // Primo aspectu. 2018. № 2. С. 33–40. Мерсиянова И. В., Малахов Д. И., Иванова Н. В. Роль семьи в качестве канала межпоколенческой передачи традиций волонтёрства в современной России // Экономическая социология. 2019. Т. 20 (3). С. 66–89. DOI: 10.17323/1726-3247-2019-3-66-89. Патнем Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии / Пер. с англ. А. Захарова. М.: Ad Marginem, 1996. 287 с. Проказина Н. В., Бобылева Н. Ю., Хатнюк Н. Н. Реализация добровольческого (волонтёрского) потенциала в России // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5 (2). С. 47–56. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-5. Халий И. А. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде. М.: ИС РАН, 2007. 300 с. Яницкий О. Н. Волонтёры: гражданские и государственные // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 1. С. 71–89. Aboramadan M. Factors that drive volunteerism in nonprofit organizations: A theoretical framework // Selected Aspects of Non-Profit Organizations. IntechOpen, 2019. DOI: 10.5772/intechopen.86943. Bekkers R. Participation in voluntary associations: Relations with resources, personality, and political values // Political psychology. 2005. Vol. 26 (3). P. 439–454. DOI: 10.1111/j.1467-9221.2005.00425.x. Brown S., Taylor K. Charitable behaviour and the big five personality traits: Evidence from UK panel data // SSRN Electronic Journal. 2015. No. 9318. DOI: 10.2139/ssrn.2656503. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2656503 (дата обращения: 08.06.2023). Chen L., Chen Z., Xu X. The value, key and path of cultivating college students’ spirit of voluntary service in colleges and universities // Journal of Education and Educational Research. 2022. No. 1 (2). P. 87–92. DOI: 10.54097/jeer.v1i2.3579. Gesthuizen M., Scheepers P. Educational differences in volunteering in cross-national perspective: Individual and contextual explanations // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2012. Vol. 41 (1). P. 58–81. DOI: 10.1177/0899764010394203. Handy F., Cnaan R. A. The role of social anxiety in volunteering // Nonprofit Management and Leadership. 2007. Vol. 18 (1). P. 41–58. DOI: 10.1002/nml.17. Jones K. S. Giving and volunteering as distinct forms of civic engagement: The role of community integration and personal resources in formal helping // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2006. Vol. 35 (2). P. 249–266. DOI: 10.1177/0899764006287464. Lough B. J. International Volunteering // List R., Anheier H., Toepler S. (eds) International Encyclopedia in Civil Society. Springer, Cham, 2020. DOI: 10.1007/978-3-319-99675-2_9531-1. Lough B. J., Oppenheim W. Revisiting reciprocity in international volunteering // Progress in Development Studies. 2017. Vol. 17 (3). P. 197–213. DOI: 10.1177/1464993417713275. Nursey-Bray M., Kamal M., Giacomo M., Millcock S. Building community resilience through youth volunteering: towards a new model // Regional Studies, Regional Science. 2022. Vol. 9 (1). P. 242–263. DOI: 10.1080/21681376.2022.2067004. Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 45, 2023>> Архив журналаволонтёрство, социальные проекты, воспитательная деятельность, формальное, неформальное, информальное образование, образовательная среда, уровень образования&rft.pub=&rfr_id=info%3Asid%2Fwww.fnisc.ru%3A&rft.date=2023&rft.au=">