Журнал: Вестник Института социологииСусименко Е. В., Литвиненко Е. Ю., Иванченко О. С.Ценностные ориентиры молодых казаков (на примере казачьей сотни ЮРГПУ (НПИ)) Сусименко Елена Владимировна, д.филос.н., проф., Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск, Россия e.susimenko@npi-tu.ruЛитвиненко Елена Юрьевна, д.соц.н., проф., Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск, Россия litvinenko_eiu@npi-tu.ruИванченко Ольга Сергеевна, к.соц.н., доц., Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск, Россия olga.ivanchenko1509@mail.ruDOI: 10.19181/vis.2023.14.3.5ID статьи на сайте журнала: 905 Полный текстТекст статьиСсылка при цитировании: Сусименко Е. В., Литвиненко Е. Ю., Иванченко О. С. Ценностные ориентиры молодых казаков (на примере казачьей сотни ЮРГПУ (НПИ)) // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 3. С. 53-73. DOI: 10.19181/vis.2023.14.3.5Рубрика: Феномен казачества в современной РоссииАннотацияСтатья посвящена исследованию духовно-нравственных ценностей, культурно-бытовых и семейных традиций молодёжи, вступающей в период обучения в вузе в казачьи объединения. Объектом исследования выступают студенты – члены Платовской казачьей сотни, созданной на базе Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова. Анализируемые данные были получены в ходе сплошного опроса членов Платовской казачьей сотни методом стандартизированного интервью. Цель исследования заключается в выявлении ценностных ориентаций, ценностей и их иерархии в сознании студентов – членов казачьей сотни. Ценности казачьей молодёжи рассматриваются с позиции системы, укоренённой в «коллективных представлениях» (Э. Дюркгейм). Потенциал теории маскулинности позволил рассмотреть роль мужчины-казака в культуре семейной повседневной жизни и практиках взаимодействия. Приводится краткий обзор научной литературы, посвящённой описанию и анализу исторического развития донского казачества, особенностей его военной деятельности, повседневной бытовой жизни, культуры, ценностей и традиций. Показана матрица ценностей казачьей молодёжи, ядро которой образуют справедливость и семья. Эмпирические данные позволяют сделать вывод о формировании традиционных стереотипов «мужчина-воин» и «мужчина-защитник», патриархальных «мужчина – глава семьи», религиозных и этнических «православный человек, имеющий самобытную культуру, традиции и обычаи». В повседневной жизни семейные отношения характеризуются стремлением к эгалитарности и паритету в принятии решений и воспитании детей. Отмечается, что основу ценностной матрицы респондентов составляет культурно-исторический базис милитаризованной маскулинности, заключающийся в идее «служить и защищать своё Отечество». Основным мотивом вступления в Платовскую казачью сотню является стремление к участию и идентификации с казачьей культурой и традициями. Авторы акцентируют внимание на важности не только института семьи, но и высшей школы в актуализации и воспроизводстве культурной самобытности региональной молодёжи. Делается вывод о том, что у молодёжи с ярко выраженным этнокультурным компонентом доминируют традиционные ценности (патриотизм, служение Отечеству, справедливость, крепкая семья), формирующие не только региональную (этносоциальную), но и общероссийскую гражданскую идентичность.Ключевые словаказачья молодёжь, ценности, казачья сотня, культура, традиции, служение ОтечествуЛитература Агафонов А. И. История донского казачества. Ростов н/Д.: ЮФУ, 2008. 464 с. Астапенко М. П., Астапенко Г. Д., Астапенко Е. М. «Казачья доля – Дон, степь да воля». Ростов н/Д., 2014. 320 с. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 68. С. 100–116. EDN: IUNYXR. Боднева Н. А. Становление и развитие системы семейного воспитания в Терском казачестве (вторая половина XIX–начало XXI в.). Автореф. дис. … канд. пед. н. Белгород, 2008. 27 с. Бондарь Р. И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества (часть 1. XIX – начало ХХ века) // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар: КЭЦРО, 1999. 304 с. Воденко К. В., Овчаренко Д. Л., Стукалова Е. В. Ценностно-культурная матрица: теоретический конструкт и социальная реальность // Гуманитарий Юга России. 2017. № 6. С. 78–86. DOI: 10.23683/2227-8656.2017.6.5; EDN: ZXWHTX. Голошумова Г. С., Ефимова П. С., Уткина Е. А. Этнокультурное образование: условия развития в современном социуме // Современные социально-экономические процессы. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 89–114. EDN: YFKSBV. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России в зеркале социологии. К истокам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с. Дзюбан В. В. Духовно-нравственное воспитание молодых казаков России: опыт, проблематика, ошибки, пути решения // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10. № 2(23). С. 110–112. EDN: KLMPBP. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с. Ерохин И. Ю. Феномен и загадки этничности казачества // Альманах «Казачество». 2015. № 11. С. 33–41. EDN: VVNUCR. Ерохин И. Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества // Культура и цивилизация. 2013. № 3–4. С. 167–178. EDN: ROPHVP. Ишмаев И. П. Казак – человек особый: менталитет казачества как ключ к пониманию форм жизни этноса в структуре государства // Система ценностей современного общества. 2016. № 45. С. 83–89. EDN: VSQPHH. Казачество на Северном Кавказе: современное состояние и образ будущего. Мат. Всеросс. науч.-практич. конф. Новочеркасск: НОК, 2022. 404 с. Кирдина С Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в Х-Y-теорию. Изд. 3-е, перераб., расш. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. 468 с. Комаров А. П. Базовые ценности российского казачества // Вестник Тверского госуниверситета. Сер.: Философия. 2017. № 4. С. 72–80. EDN: YPUMMT. Кон И. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 494 с. Коннелл Р. Гендер и власть. Общество, личность и гендерная политика. М.: НЛО, 2015. 425 с. Королёв В. Н. Босфорская война. М.: Вече, 2013. 660 с. Королёв В. Н. Донские казачьи городки. Новочеркасск: Дончак, 2007. 239 с. Курышева Е. И. Духовно-нравственные основы и патриотизм как базовые составляющие традиционной культуры казачества // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 872–879. EDN: TGQRND. Лубский Р. А. Российская государственность как социальная реальность. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2014. 291 с. Лукичёв П. Н., Скорик А. П. Казачество: историко-психологический портрет // Возрождение казачества: история и современность. Новочеркасск, 1995. С. 31–56. Мининков Н. А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д., 1998. 510 с. Михайлова Е. А. Российское казачество: факторы самоидентификации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 130–144. DOI: 10.14515/monitoring.2017.4.09. EDN: YLYNUQ. Проценко Б. Н. Заговоры, обереги, приметы: духовная культура донских казаков. Ростов н/Д.: Феникс, 2019. 285 с. Рвачева О. В. Система казачьего воспитания и образования в конце XX – начале XXI в. Тенденции развития на Юге России // Известия ВолГПУ. 2015. № 8(103). С. 188–196. EDN: VAWAYR. Ревин И. А. Реализация казачьего компонента в вузе: типовое положение о студенческом объединении «Казачья сотня». Новочеркасск: НОК, 2022. 36 с. Ревин И. А. Практика духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи с учетом этнокультурного казачьего компонента в образовании (опыт деятельности Платовской казачьей сотни ЮРГПУ(НПИ)) // V Междунар. науч.-практич. конф. в рамках XXVI Междунар. Рождественских образоват. чт. М.: РУДН, 2018. С. 338–343. EDN: XNHNJR. Римский С. В. Почитание святых донскими казаками в XVI–XVIII столетиях // Мир истории. 2000. № 6. URL: http://www.tellur.ru/~historia/rimsky.htm (дата обращения: 26.04.2023). Российское общество и вызовы времени. Кн. 2 / Отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. М.: Весь Мир, 2015. 432 с. Рудиченко Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов н/Д.: РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. 512 с. Рыблова М. А. Донское казачество: к вопросу об «истоках» и социокультурных трансформациях // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 158–174. EDN: NTQGCN. Сергеева Н. Н. Этнокультурное образование в формировании культуры гражданственности в условиях социокультурного раскола российского общества // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 1. C. 270–282. DOI: 10.23683/2227-8656.2019.1.22; EDN: UXSRAN. Сопов А. В. Некоторые особенности менталитета казаков // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры. Система ценностей современного общества. Майкоп, 1998. С. 31–36. EDN: WEPOBD. Социальная справедливость в русской общественной мысли / Отв. ред. Ю. Б. Епихина. М.: ИС РАН, 2016. 268 с. Шевченко А. Г. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи в казачьих военно-патриотических лагерях // Вестник Института социологии. 2014. Т. 8. № 1. С. 132–152. Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 46, 2023>> Архив журналаказачья молодёжь, ценности, казачья сотня, культура, традиции, служение Отечеству&rft.pub=&rfr_id=info%3Asid%2Fwww.fnisc.ru%3A&rft.date=2023&rft.au=">