Журнал: Вестник Института социологииАксёнова О. В.Исследования постглобализации в России: методы и результаты Аксёнова Ольга Владимировна, д.соц.н. главный научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия illaio@yandex.ruDOI: 10.19181/vis.2024.15.1.1ID статьи на сайте журнала: 946 Полный текстТекст статьиСсылка при цитировании: Аксёнова О. В. Исследования постглобализации в России: методы и результаты // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. С. 8-12. DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.1Текст статьи Для обозначения происходящих в последние годы изменений в России и мире нередко используется термин «турбулентность», в том числе и на страницах нашего журнала. Категория турбулентности позволяет, не вдаваясь в детали, обозначить время перемен: сложнейшие сплетения социально-экономических и социокультурных процессов и неожиданные метаморфозы ранее устойчивых феноменов. Однако исследовать реальность, которую мы этим понятием только зафиксировали, всё же необходимо для того, чтобы иметь возможность ответить на извечный вопрос «что делать?» в стремительно наступающей новой эпохе. Её уже несколько поспешно назвали «постглобализацией», однако в любом случае, начавшееся разрушение глобальной системы в её нынешнем виде есть непосредственно данный, наблюдаемый факт. Трудности исследования постглобализации заключаются, во-первых, в неясности вектора трансформаций, точнее в наличии разнонаправленных, а зачастую противоречащих друг другу тенденций, в которых, например, суверенизация сочетается с сохранением глобальных сетей и паттернов. Во-вторых, в затянувшемся кризисе социологии, обусловленном в числе прочего ускоряющимися трансформациями её предмета. Поиск адекватного новым явлениям исследовательского метода стал одной из главных задач российских социологов и, поэтому, темой данного выпуска: «Проблемы методологии в российской социологии». В статьях, представленных в этой рубрике, авторы анализируют перспективы и ограничения новых методик сбора и анализа данных, в том числе и сложнейшего математического инструментария, позволяющего изучать формы проявления опасных социальных явлений в интернете. Рассматривается и теоретическая категория солидарности, едва ли не забытая в последние годы. Номер открывает статья Ю.А. Зубок (Москва), А.Ю. Карповой (Томск), А.О. Савельева (Томск) «Практическая сетевая топология в исследовании процесса онлайн-радикализации молодежи: возможности и ограничения». Она посвящена анализу перспектив использования методов сетевой топологии для изучения онлайн-радикализации молодёжи. Технологии онлайн-исследований, начиная с bigdata популярны, поскольку различного рода активности, включая политическую в настоящее время осуществляются посредством интернета. Однако они имеют ряд серьёзных ограничений, так, например, парадокс bigdata заключается в том, что значительный объем доступных для анализа данных, для конкретной прикладной задачи может быть недостаточным. В статье продемонстрированы возможности и пределы применения методов извлечения текстовых данных (tf-idf) и векторных представлений текста (doc2vec) для оценки контентного сходства онлайн-сообществ с признаками и без признаков радикализации. В статье показано, что при всех возможностях и преимуществах этих технологий, они не могут заменить всех остальных социологических исследований и самого социолога. Абсолютизация данных может привести к ошибкам в социальной диагностике и, соответственно, в принятии управленческих решений. В данном случае, требуется знание особенностей молодёжи, знание предпосылок и причин её радикализации. По мнению авторов, роль исследователя, обладающего фундаментальными знаниями, остаётся по-прежнему ведущей. Авторы приходят к выводу, что социум невозможно изучить только при помощи анализа сетей, поэтому по-прежнему будут востребованы разнообразные исследовательские методики В статье А.Д. Волкова, А.О. Аверьянова (Петрозаводск) «Измерение социокультурных характеристик по шести показателям модели Хофстеде: апробация инструментария для расчета значений на индивидуальном уровне» представлены результаты исследования возможностей адаптации инструментария измерения социокультурных характеристик по модели Хофстеде на индивидуальном уровне в российских условиях. Исследование осуществлялось в Республике Карелия в 2023 году. Авторы показывают, с какими затруднениями столкнулись они при адаптации методики. Так, некоторые вопросы вызвали негативную реакцию у респондентов и отказ отвечать на них. Таким образом, метод требует определённой корректировки, но результаты свидетельствуют о высокой надежности используемого инструментария. Перспективными направлениями авторы полагают составление этнометрической базы данных регионов РФ по значениям социокультурных характеристик по модели Хофстеде; анализ закономерностей пространственной дифференциации показателей, изучение взаимовлияния компонентов триады «пространство – социокультурная специфика индивидов – воспроизводство человеческого капитала». В статье М.Ф. Сиразетдиновой (Уфа) «Российские социологи об основаниях солидарности: субъектность, предсказуемость и общность чувств» рассматриваются концептуальные подходы российских исследователей к пониманию солидарности и её социальных оснований. Обращение к теме солидарности представляется нам особо актуальным в связи с тем, что тенденции индивидуализации (точнее: атомизации общества) в условиях, требующих взаимопомощи и поддержки крайне опасны для и общества, и для индивидов. Автор статьи полагает, что ни одно общество не остается жизнеспособным и прогрессивным в отсутствие солидарности, хотя её формы изменчивы. В статье показаны представления российских социологов об основаниях солидарности, связанные с константами человеческого бытия и социальности: субъектности, предсказуемости и общности чувств. Субъектность понимается как способность социальных акторов к социальному творчеству и действиям в пользу социального целого. Предсказуемость социальной среды обеспечивает веру в общие ценности. Взаимопомощь и альтруизм внутри солидарных общностей невозможны без общности чувств социальных субъектов, связанной с общностью их жизненных миров. Рубрика «Российские регионы в условиях постглобализации» содержит три статьи. Первые две методологически связывают традицию и инновацию, используя маркетинговые подходы, которые, тем не менее, оказались результативными в исследованиях традиционной социокультурной специфики регионов. Статья И.В. Киреевой, Е.С. Куква, А.Ю. Шадже (Майкоп) «Брендинг регионов в укреплении российской национальной идентичности: эмпирический вызов и экспертный ответ» посвящена анализу идентификационных процессов в условиях современных геополитических и социокультурных вызовов, которые требуют консолидации общества. Методология брендирования применительно к региону актуализируется взрывным развитием внутреннего туризма в условиях санкционного давления Запада. Авторы рассматривают брендинг как часть региональной политики идентичности. Брендинг, по мнению авторов, укрепляет идентичность общероссийскую, не фрагментируя её. Брендирование включает поиск ключевых образов-идей, конструируемых как снизу (населением республик), так и сверху (органами региональной власти совместно с бизнесом, СМИ и общественными организациями). Брендинг в итоге обеспечивает узнаваемость регионов. В статье А.С. Москвина, И.А. Кушовой (Киров) «Социально-культурные истоки пивного нейминга в Кировской области» использован схожий методологический приём. Она сфокусирована на далеко не самой главной сфере региональной жизни: на особенностях названий местного пива. Авторы аргументируют свой выбор народностью напитка, который в современной России лидирует на рынке алкогольной продукции и становится, по сути, народным. По их мнению, изучение современного пивного нейминга и ретроспективный анализ изменений названий пива на примере магазинов города Кирова позволяют проследить культурную связь эпох или выявить её отсутствие. Особый интерес к исследованию вызывает и то, что Киров (древний Хлынов и екатерининская Вятка) – один из центров формирования оригинальной автохтонно русской культуры. В статье показано, что наиболее часто в торговле пивом прибегают к дореволюционной и постсоветской стратегиям пивного нейминга, в которых названия были весьма разнообразны. Наименее популярна стратегия советская, которая была и наименее уникальной. Результаты исследования свидетельствуют о различных, иногда противоположных тенденциях и об интересе к прошлому, к дореволюционной культуре в данном случае. Пивной нейминг (и не только пивной) может быть использован для изучения идентичности но и, с нашей точки зрения, влияния глобализационных трендов. Статья Г.Ф. Балакиной, З.В. Айнабан (Кызыл) «Этносоциальный портрет молодежи Тувы» посвящена исследованию особенностей социального поведения молодежи Республики Тыва, ее адаптации к современным социально-экономическим и социокультурным трансформациям. Авторы выявляют особенности изменений ценностных установок молодежи в сфере профессиональной ориентации и занятости. На основе сравнительного ретроспективного анализа материалов исследований, проведенных под руководством авторов в 2010, 2015 и 2021 гг., была выявлена специфика формирования ценностей молодых людей в Республике Тыва. Авторы показывают, что адаптационные стратегии несколько различаются у представителей молодежи, относящихся к разным этническим группам. Однако вопрос о том, насколько это обусловлено именно этнокультурными особенностями требует дополнительного исследования. Ценностные установки тувинцев и русских в большинстве своем достаточно схожи, а в ряде показателей идентичны. Также в ходе исследования обнаружены тенденции к снижению рисков криминализации, социального пессимизма молодежной среде, что достигнуто, с точки зрения авторов за, счет оживления экономического роста региона, реализации программ по поддержке молодых семей, по развитию молодёжного предпринимательства. В рубрике «Государственные и муниципальные служащие в мегаполисах и локальностях» две статьи. Работа А.Н. Пинчук, Д.А. Тихомирова, А.А. Куликовой (Москва) «Баланс работы и личной жизни в восприятии государственных служащих столичного мегаполиса» посвящена особенностям восприятия баланса работы и личной жизни столичными государственными служащими. Авторы сочетали количественные и качественные методы, использовали современные техники анализа текстовых данных, визуализировали с помощью облака слов ответы респондентов. Выявлено, что в интерпретации респондентов преобладают такие термины, как «время», «возможность» и «семья». Анкетирование позволило выделить две группы государственных служащих: которые испытывают и не испытывают чувство баланса работы и личной жизни. Не ощущают баланса работы и личной жизни немногим более половины госслужащих. Существенных социально-демографических отличий между группами не было обнаружено, равно как и значимой разницы в определении ведущих жизненных приоритетов (семьи или работы). Однако были выявлены статистически значимые связи между субъективными показателями баланса работы и личной жизни и особенностями разграничения рабочих и личных проблем. На основе полученных результатов авторы выдвинули и некоторые инициативы по совершенствованию организации работы служащих федеральных ведомств, рассмотрели возможности и ограничения удалённой работы. Статья А.Е. Чириковой (Москва) «Власть в малых российских городах: управленческие проблемы и мотивация акторов» анализирует указанные в названии проблемы власти в шести малых городах Пермского Края. Автор показывает неизменность проблем малых городов в последние двадцать лет, главными из которых остаются проблемы ухудшающегося социально-экономического положения, налогов и кадрового дефицита. Современная ситуация, как показано в статье, довольно противоречива. С одной стороны, нарастает дефицит кадров, с другой – проведенное автором исследование показало повышение уровня мотивации глав городов и эффективности управления. Автор приходит к выводу, что малый город при всех ограничениях и проблемах может развиваться в современных условиях. Залог успеха, по мнению автора - в налаживании партнерского взаимодействия между местной властью и экономически сильным предприятием, когда крупный бизнес не просто помогает городу финансово, но и выстраивает совместно с власть стратегию развития города. Данная модель может измениться в случае национализации компании (или закрытия такого предприятия), в таком случае ситуация становится неопределённой, и как она будет развиваться станет ясно со временем. Завершает выпуск традиционная рубрика «Проблемы образования в России». В статье О.Р. Жаворонковой и Ю.Н. Короленко (Симферополь) «Трансформации системы образования в контексте пространственного развития региона (на примере Республики Крым)» система образования в Крыму рассматривается как основной фактор социопространственного развития региона. Авторами был проведен анализ динамики основных показателей системы образования на трех уровнях: общее образование, среднее профессиональное и высшее образование. Рассматриваются показатели географической доступности образовательных учреждений для населения, обеспеченность их информационно-техническими средствами учебного процесса и кадровыми ресурсами. Авторы выявили рост числа внешних совместителей и сокращение штатных сотрудников в системе высшего образования и корреляцию с ним числа обучающихся, добровольно оставивших обучение. Выявлены также серьёзные проблемы с оплатой труда работников образования в Южном федеральном округе (не только в Крыму). Как показано в статье, кадровые вопросы являются ключевыми для сохранения и увеличения численности учащихся, повышения качества образования, а в итоге для развития человеческого потенциала в регионе. В.В. Матвеев, А.Ю. Большаков (Великий Новгород) в статье «Воспроизводство неравенств в российском образовании: состояние и перспективы исследований» рассматривают иной аспект образовательных проблем, но связанный с проблемами, обозначенными в предыдущей работе. Неравенства в отечественном образовании воспроизводятся в двух базовых формах: неравные образовательные возможности и неравные образовательные результаты. Авторы выделяют ряд факторов, препятствующих получению образования. Среди них группировка учащихся по разным образовательным потокам по итогам тестов и успеваемости; специфические отношения педагогов к учащимся из разных социальных групп, порождающие необъективную оценку их достижений; региональные различия в деятельности образовательных учреждений и ряд других. Негативная роль образовательного неравенства, по утверждению авторов, может проявиться в итоге в ослаблении солидарности в российском обществе. Важным представляется вывод о необходимости не только изучать образовательные неравенства, но и управлять ими, для того чтобы минимизировать их нежелательное влияние не общество. Аксенова О. В. – зам. главного редактораСодержание выпуска>> Содержание выпуска № 48, 2024>> Архив журнала