Реплика на статью О коммуникативных навыках современных детей

Адамьянц Т.З.

 Реплика на статью «О коммуникативных навыках современных детей»

 

Произведения, предназначенные для детей, всегда выполняли чрезвычайно важную роль в обществе: с их помощью происходило воспитание детей,  приобщение их к духовным и нравственным ценностям, к сокровищам, выработанным человечеством на протяжении веков.

Одной из актуальнейших на сегодняшний день проблем в сфере социальной коммуникации является, на мой взгляд, довольно напористое внедрение в «картины мира» современных детей варианта мировидения, принципиально отличающегося от традиционного. Согласно отправным смысловым концептам  практически всех мифов и легенд, традиционных сказок и произведений классических авторов, не говоря уж о религиозных учениях, в мире действуют противоборствующие силы, которые можно  охарактеризовать как силы добра и силы зла, причем «лагерь добра» и «лагерь зла» имеют четко определенных персонажей.

Характерная тенденция в содержании очень многих современных произведений для детей – перевертывание полюсов: спасителями (мира,  Земли, людей и т.д.)  оказываются персонажи, традиционно приписываемые к лагерю зла: ведьмы, колдуны и колдуньи, чародеи и чародейки.  Если судить по тому, что преподносится детям, это практически единственные добрые силы, противостоящие злу, поэтому надо группироваться вокруг тех, кто хороший, то есть вокруг ведьм, ведьмочек, чародеев и чародеек, подражать им, входить в число их фанатов. И почему бы не стать их поклонниками – ведь образ ведьмы, культивируемый в сегодняшней социокультурной среде, – это не былая безобразная старуха с клюкой, но – бойкие, «крутые» и модно одетые сверстники тех, на кого направлено желаемое воздействие.     Такая же интенциональность  обнаруживается и в той  продукции, где никакой борьбы или противостояния, казалось бы, нет, а (на вербальном уровне) предлагается всего лишь   красочная, ярко оформленная, нередко даже полезная информация: кулинарные рецепты, советы по косметике, поведению в коллективе и т.д..  Комплексный мотивационно-целевой анализ таких  произведений, при котором в единую смысловую структуру включаются не только вербальный, но и  изобразительно-выразительный ряды, а также и логотип (название), позволяет, однако, утверждать, что здесь также борьба, борьба в сфере идеологии мировидения, психического здоровья и социализации личности.

Мощная и, безусловно, получающая  очень хорошую прибыть индустрия уже создала не только разнообразные материальные носители соответствующего содержания (книги, журналы, плакаты, календари, блокноты, наклейки, фильмы, мультфильмы, игры, игрушки, компьютерные игры, сайты в Интернете и т.д.), но и своеобразный культ ведьм, особенно среди девочек младшего и среднего возраста.  Многие современные родители считают такой культ модным веянием времени, забавой  любимого дитяти.

 

Приглашаем обсудить на форуме.