Образование как коммуникация. Анонс Адамьянц Т.З. Образование как коммуникация. Анонс Приглашаем принять участие в работе секции «Образование как коммуникация» Уважаемые коллеги! На Всероссийской социологической конференции «Образование и общество», которая состоится 20 – 22 октября 2009 года, предусмотрена работа секции «Образование как коммуникация». Она создана по инициативе Исследовательского Комитета РОС «Социальная коммуникация, социальное участие и интерактивные масс-медиа». Для участия в III Всероссийском социологическом конгрессе (октябрь 2008 г.) было подано более 200 заявок на доклады и выступления по проблематике социологии образования и более 100 заявок по проблемам социальной коммуникации изо всех регионов страны и из-за рубежа; при этом проявилась тенденция к комплексному рассмотрению процессов образования и коммуникации. Рассмотрение процесса обучения и воспитания подрастающего поколения как одной из составляющих социальной коммуникации (конечно же, с учетом педагогической специфики) дает новое, расширенное поле анализа, позволяющее углубленное понимание и, соответственно, совершенствование этого процесса. Поскольку механизмы коммуникативных взаимодействий, постоянно происходящих в системе «человек – информационная (социокультурная) среда», едины для всех форм проявления социальной коммуникации, в том числе и для педагогики, возникает реальная возможность обнаружения и прослеживания закономерностей, возникающих при «встрече» обучающихся с той или иной формой коммуникации, например, с образовательными программами, отдельными учебниками и т.д. Нельзя оставить без внимания и факт безусловного влияния «внепрограммных» источников информации, прежде всего – современной информационной (социокультурной среды). В тех современных научных разработках, где проблемы коммуникации и педагогики рассматриваются комплексно, в центре внимания часто оказываются скрытые, неявные «пружины», определяющие эффективность и социальные последействия тех форм и способов обучения, общения, взаимодействия, воспитания и т.д., которые активно используются при сообщении информации (и, что не менее актуально, в методах контроля) в школах и вузах, в материалах СМК, в типичных образцах популярной в детской и молодежной среде социокультурной продукции, в детской и молодежной субкультуре. В ряде разработок не только сообщаются исследовательские результаты, но и использованные для их получения методы и приемы (анкеты для опроса, принципы их анализа и т.д.), с тем, чтобы оказалось возможным проводить аналогичные исследования в масштабах отдельных школ, классов, детских коллективов для решения конкретных психолого-педагогических задач. Современных исследователей волнуют способы достижения понимания и взаимопонимания в процессе обучения и воспитания, морально-нравственные аспекты влияния на детей и молодежь информационной (социокультурной) среды, особенности формирования у них представлений о действительности и о своем месте в ней («картин мира»), возможности и проблемы дистанционного обучения и т.д. Главная же задача, на мой взгляд, – предложить современным педагогам не только научные выводы, но и комплекс научно обоснованных, инновационных методов и технологий, позволяющих совершенствовать обучение и воспитание подрастающего поколения и реальных для применения в их непростой и всеми уважаемой деятельности. Соруководитель секции, доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИС РАН Адамьянц Т.З.