Современная социокультурная среда как платформа народного вече Социальные функции современной социокультурной среды значительно расширились в связи с новыми техническими и технологическими достижениями в информационно-коммуникационной сфере, которые предоставили возможность для каждого человека не только получать информационный «продукт» в самом оперативном и разнообразном ассортименте, но и самому при желании войти в коммуникацию с широкой аудиторией или, как вариант, зафиксировать момент реальности в его любых, даже в самых неприглядных проявлениях, и тут же предоставить на суд общественности. Предостережения и опасения Оруэлла о том, что каждый человек окажется «под прицелом» всевидящего ока, контролирующего его жизнь, в значительной мере подтвердились. И действительно, где только нынче не «понатыканы» видеокамеры: и на улицах, и в подъездах, и в метро, и в ресторанах-кафе (перечень можно продолжить). Мало того, даже в собственном уединенном жилище человек, пользующийся компьютером или гаджетами, оказывается «под колпаком» латентных цифровых технологий, изощренными способами фиксирующих его вкусы, предпочтения, даже политические пристрастия и личные секреты. Тем не менее большинство людей, в силу изначальной способности к выживанию и умению приспособиться к меняющимся условиям, находятся на «вершине» ситуации и здесь: получают удовольствие от созданной собственноручно публичности в социальных сетях, прячутся под никами и паролями, не переступая «красной черты» законов и подзаконов, учатся принимать как факт реальности и даже общественного блага устройства, фиксирующие всякого рода нарушения. Это то, что касается рядового, законопослушного гражданина, которому и скрывать-то особо нечего, кроме, разумеется, личной переписки, а также данных личных финансовых счетов. Гораздо сложнее публичным личностям, но на то они и публичные – сами знали, на что шли, выбирая род деятельности, где, если говорить о затронутом нами феномене, число направленных на них фиксирующих устройств многократно увеличено за счет дополнительного интереса со стороны журналистов и не только журналистов. Все больше людей пользуются сегодня возможностью зафиксировать моменты реальности с участием публичных персон и тут же предоставить запечатленный материал на суд общественности. И нередко, как мы знаем, это спорные или даже неприглядные ситуации, порождающие широкую волну обсуждений на широких просторах отечественной социокультурной среды – в СМИ, социальных сетях, комментариях к статьям, в реакциях публичных или официальных лиц, представителей общественности и т.д. Результатом, и это мы также знаем, нередко оказывается наказание (увольнение, осуждение или, в лучшем случае для «засветившейся личности», извинения перед общественностью, избирателями, населением и т.д.). Иными словами, демократия торжествует! Собственно говоря, освещение различного рода недостатков всегда было одной из основных функций СМИ. Однако возможность наблюдать развитие реакции на спорную информацию в реальном пространстве-времени, и не только наблюдать, но при желании тут же принять участие в обсуждении и, что немаловажно, в короткий срок дождаться/добиться силой коллективного мнения реакции властных структур, – сегодня это массовое национальное занятие, в любом случае одна их отличительных особенностей отечественной общественной жизни. В центре общественного внимания чаще оказываются персоны, чьи слова или действия идут вразрез с представлениями большинства людей о нормах демократии, справедливости, морали, законности. Под особым прицелом – чиновники, депутаты, деятели культуры. Невольно возникает аналогия со средневековым вече – народным собранием на Руси, где обсуждались актуальные вопросы общественной, политической или культурной жизни. Нынешние обсуждения происходят не «вживую» как в былые времена, а на открытом и мирном поле социокультурного пространства, что, однако, делает их не менее действенными, волнующими и массовыми. Для социального исследователя здесь обширное поле для изучения и анализа: тематика и социально значимые проблемы обсуждений; группы и профессии, чаще других оказывающиеся в центре общественного внимания; представления о справедливости и несправедливости разных групп людей в контексте животрепещущих проблем; коммуникативные механизмы создания общественного мнения; своевременное и научно обоснованное развенчание манипуляций общественным мнением (если таковые случатся); первопричины отсутствия взаимопонимания; тенденции и прогнозы. Со своей стороны как исследователь в сфере социальной коммуникации могу сказать о вопиющей неподготовленности большинства персон, ставших объектами народного негодования, к адекватной, с взаимопониманием, коммуникации. Любой человек, вступающий в коммуникацию, а публичная личность тем более, должна уметь выражать свою мысль таким образом, чтобы ее адекватно поняли. И уметь предвидеть обратную реакцию. Сегодня же мы то и дело слышим, что спорные слова были вырваны из контекста, что на самом деле подразумевалось совсем иное, не то, что расслышали и что поняли окружающие. Однако (исходя из данных мотивационно-целевого анализа) спорные, возмутившие общественность слова далеко не всегда оказываются вырванными из контекста: во многих высказываниях, становящихся предметом широких обсуждений, не было никакого сложного контекста, а были только «прямые значения» тех самых слов (фраз, сентенций, заявлений). Невнятные мысли, как правило, рождают невнятные слова и фразы; непродуманная, случайная мотивация ведет к неоднозначности понимания другими людьми того, что было сказано под влиянием этой мотивации. Разве, например, не знала чиновница, заявившая о том, что «государство не просило Вас рожать…», о реальных действиях и мероприятиях власти для повышения рождаемости? Знала, конечно. Однако частное, сиюминутное желание показать свою правоту при обсуждении спорной проблемы в тот самый, критический для ее карьеры момент, перевесило, и сказалось именно то, что сказалось. Да, нелегкое это занятие – быть публичной персоной в современной цифровой реальности. Со всеми вытекающими обязанностями и требованиями со стороны народа, а не только с удовольствиями и преференциями.