История России как объединяющий компонент российской гражданской идентичности Фадеев П.В.История России как объединяющий компонент российской гражданской идентичности // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 19 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2021. – С. 413-425.Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 19 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2021. – 488 с.ISBN 978-5-94881-513-8DOI: 10.19181/ezheg.2021.17Размещена на сайте: 15.12.21Текст статьи.Ссылка при цитировании:Фадеев П.В. История России как объединяющий компонент российской гражданской идентичности // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 19 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2021. – С. 413-425. DOI: 10.19181/ezheg.2021.17.АннотацияСтатья посвящена анализу массовых представлений россиян о роли исторического компонента российской идентичности. По данным опроса ФНИСЦ РАН 2020 г., история является важным (хотя и не самым главным) консолидатором российской нации. Опрос показал сходство большинства представлений русских и людей других национальностей, затрагивающих общую, совместно пережитую историю. Общее историческое прошлое считают объединяющим от четверти среди людей другой национальности до трети среди русских. Между полюсами «традиционализма» и «современности» россияне чаще смотрят в прошлое, чем в будущее. В прошлом можно черпать давно принятые, понятные образцы поведения. Причем «традиционализм» мышления характерен как для большинства русских, так и для людей других национальностей. Признание важности истории оказалось неразрывно связанным с патриотизмом. То есть патриот — это не только тот, кто любит родину, но и знает историю. Однако, как показал опрос ФОМ, реальные знания россиян о современной и особенно древней истории обрывочны и не всегда корректны. В целом у большинства населения есть готовность к открытому разговору об истории не только героической, но и трагической, включающей преступления советского режима против личности. Великая Отечественная вой на с её победами и трагедиями является на данный момент главным историческим консолидатором российской нации. А память о вой не является глубоко личным переживанием для абсолютного большинства россиян всех национальностей.Ключевые слова: российская идентичность история историческая память культура russian identity history historical memory culture Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Прошлое, которое не уходит: культурная травма, историческая память и идентичность : [монография] / О. М. Михайленок, А. В. Митрофанова, О. А. Богатова [и др.] ; отв. ред. А. В. Митрофанова ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – 216 с.В.О. Ключевский: воспоминания и исследования / отв. ред. А.В. Малинов. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2017 – 265 с.Широкалова Г. С., Пронина Е. И., Дулина Н. В.Историческая память учащихся средних специальных профессиональных учреждений // Культурное наследие и связь поколений: монография / Е.С. Баева, А.А., Балясов, С.А. Барков, Л.А. Беляева [и др.] / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2023. С. 385-397.Коломиец В. К.Политический терроризм в Италии: забытая история // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века. 2015. № 2. С. 16-22.Козловский В. В., Браславский Р. Г.(2017) В.О. Ключевский как исторический социолог и теоретик цивилизации // В.О. Ключевский: воспоминания и исследования / отв. ред. А.В. Малинов. СПб.: Изд-во Политехнического университета. – С. 219-256.