Основные характеристики тувинского буддийского паломничества рубежа XIX‑XX веков
Ламажаа Ч.К., Бичелдей У.П.
Основные характеристики тувинского буддийского паломничества рубежа XIX‑XX веков // Новые исследования Тувы. 2021, № 2. С. 6-17.
ISSN 2079-8482
DOI: 10.25178/nit.2021.2.1
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46211576
Размещена на сайте: 23.12.21

Ссылка при цитировании:
Lamazhaa Ch.K-o., Bicheldey U.P. The Main Characteristics of Tuvan Buddhist Pilgrimage at the Turn of the 19th‑20th Centuries. New Research of Tuva, 2021, no. 2, pp. 6-17. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.2.1 DOI: 10.25178/nit.2021.2.1.
Аннотация
В статье впервые представлены основные характеристики буддийского паломничества тувинцев рубежа XIX–XX веков, которые сформулированы на основе изучения целого ряда источников. Хотя история появления, укрепления буддизма в Туве достаточно исследована, теме паломничества не уделялось внимания. Главной проблемой является отсутствие в исторической литературе Тувы жанра путевых заметок («хождений») самих паломников. Поэтому историю приходится восстанавливать из иных источников разных типов: упоминающихся в научных трудах исторических фактов по паломничеству; документов из архивов Тувы; художественной литературы (произведений тувинских писателей); публицистики, биографических трудов и воспоминаний. Паломничество имело явное деление по направлениям и по уровню материальных расходов для разных групп населения: поездки в Тибет и Монголию были доступны прежде всего состоятельным людям и ламам, получающим для этого средства, собранные от пожертвований; для простых тувинцев главными объектами поклонений, паломничества были храмы и монастыри, расположенные на территории Тувы, куда они приезжали с мест своих стоянок в дни буддийских праздников. Все показанные в статье формы паломничества, события, которые их сопровождали, свидетельствуют об интенсивности процесса развития буддизма в Туве в конце XIX века. За короткий срок распространения буддизма в Туве он сумел не только стать государственной религией, но и способствовал образовательным, культурным, религиозным связям тувинцев с Монголией, Тибетом, а также Китаем благодаря паломническим поездкам.
Ключевые слова:
буддизм буддизм тувы тувинский буддизм тувинцы буддист паломничество тува монголия тибет китай история буддизма буддийский мир buddhism buddhism of tuva tuvan buddhism tuvans buddhist pilgrimage mongolia tibet china history of buddhism buddhist worldРубрики:
Социология религииВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Железняков А. С., Никифоров С. В.
Роль буддийского фактора в политических и цивилизационных процессах в Монголии // Новые исследования Тувы. 2025. № 1. С. 188-197. - Isaeva V.B. Western Buddhism in the Local Context of the Russian Federation: The Case of the Russian Association of Diamond Way Buddhists of the Karma Kagyu Tradition. Journal of Buddhist Ethics, 2019, Vol. 26, pp. 201-238.
- Дивисенко К. С., Исаева В. Б.
Реинтерпретация личной истории и субъективное благополучие последователей западного буддизма // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе. Актуальные проблемы развития личности в современном обществе / Под ред. Д. Я. Грибановой. — Псков : Псковский государственный университет, 2020. С. 22-26. - Дивисенко К. С., Исаева В. Б.
Типология обращения в западный буддизм в контексте концепции социального механизма религиозной конверсии // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 117-135. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-8 - Исаева В. Б.
Социально-политические аспекты конверсии в буддизм на примере петербургской общины Карма Кагью // Современное развитие регионов России: политические, социальные и экономические аспекты, посвященной Дню Республики Бурятия: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Улан-Удэ, 30 мая 2016 г.) / отв. ред. Б. С. Будаев. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2017. — 204 с. С. 119-126.