Дети для тувинцев: изменения отношения в социокультурных трансформациях Ламажаа Ч.К.Дети для тувинцев: изменения отношения в социокультурных трансформациях // Новые исследования Тувы. 2021, № 4. С. 57-75.ISSN 2079-8482DOI: 10.25178/nit.2021.4.5РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47298311Размещена на сайте: 23.12.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Ламажаа Ч.К. Дети для тувинцев: изменения отношения в социокультурных трансформациях // Новые исследования Тувы. 2021, № 4. С. 57-75. DOI: 10.25178/nit.2021.4.5.Lamazhaa Ch.K-o. Tuvans Views on Children: Changes of the Attitudes in Socio-cultural Transformations // New Research of Tuva, 2021, no. 4, pp. 57-75. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.4.5 DOI: 10.25178/nit.2021.4.5.АннотацияВ статье анализируется проблема изменений отношения взрослых к детям в тувинском обществе на фоне общих социальных трансформаций в XX и XXI вв. Историко-культурологическое исследование проведено с привлечением методов социальной и культурной антропологии. Отношение к детям рассматривается как часть культуры детства — детской субкультуры. Актуальность исследования связана с явным кризисом современного родительства тувинцев. В традиционном тувинском обществе культура детства развивалась в условиях, которое ему обеспечивало общество с родовым укладом жизни. Дети были в центре внимания, были окружены заботой, воспитанием, и родовое сообщество гарантировало их защиту. Эта традиционная модель, которая формировалась на протяжении всего культурогенеза, позволяла в том числе развиваться и сантиментам в отношении детей — воспеванию, восхищению, любованию, умилению. В советское время дети перестали быть только объектом попечения родителей, которых контролировало родовое сообщество. Как и во всей советской стране, они стали объектами и государственной политики. Влияние родителей, а уж тем более — широкого круга родственников было уменьшено и даже оттеснено, в том числе системой образования и воспитания. Учебно-воспитательная программа базировалась на общей политике. Само родительство перестало быть столь же важным для культуры детства как раньше. Дети стали общественным ресурсом и неизвестной «переменной» для родителей в плане их будущего для семьи. В постсоветское время государство потеряло главенствующую позицию регулятора. Новыми факторами, определяющими особенности культуры детства, выступают теперь вестернизационные тенденции, технологические новации, которые появились с глобализацией. В этих условиях в отношении взрослых к детям появились новые, дополнительные мотивы — общие, лишенные тувинской этнической составляющей. Увеличенный период инфантильности молодежи, молодых родителей приводит к безответственности по отношению к детям, желанию жить на детские пособия и материнский капитал. Другая форма отношения родителей-тувинцев к детям — гиперопека, гиперзабота. Значительная часть тувинцев сделала нормой обеспечение ребенка всем необходимым не только в детстве, но и в последующем взрослении.Ключевые слова: тувинцы родство дети культура детства tuvans kinship children culture of childhood Рубрики: ЭтносоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ламажаа Ч. К.Социальные общности и социальные связи тувинцев в XIX - начале XXI в. // Ермолаевские чтения: материалы юбилейной V научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию образования Тувинской Народной Республики (26-27 августа 2021 г.). – Кызыл: Изд.отд. НБ им. А. С. Пушкина РТ, 2021. - С. 7-10.Ламажаа Ч. К.Основные проблемы исследования родства и родственных групп современных тувинцев: паспортизация, терминология и поддержание родства // Новые исследования Тувы. 2021, № 4. С. 6-21.Ламажаа Ч. К.Социальная культура тувинцев и онлайн-пространство // Новые исследования Тувы. 2021. № 2. С. 115-129.Ламажаа Ч. К.Тувинские обряды дагылга в XXI в. // Этнографическое обозрение – 2021. – №2 C. 125-143 [Электронный ресурс]. URL: http://ras.jes.su/ethnorev/s086954150014811-2-1Vagramenko, Tatiana. «Blood» Kinship and Kinship in Christ’s Blood: Nomadic Evangelism in the Nenets Tundra. Journal of Ethnology and Folkloristics, 2017, Vol. 11(1):151-169.