Тува как лимитрофная зона: язык, религия и идентификация тувинцев Ламажаа Ч.К.Тува как лимитрофная зона: язык, религия и идентификация тувинцев // Новые исследования Тувы. 2021, № 3. С. 178-194.ISSN 2079-8482DOI: 10.25178/nit.2021.3.14РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46526813Размещена на сайте: 23.12.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Ламажаа Ч.К. Тува как лимитрофная зона: язык, религия и идентификация тувинцев // Новые исследования Тувы. 2021, № 3. С. 178-194. DOI: 10.25178/nit.2021.3.14.Lamazhaa Ch.K-o. Tuva kak limitrofnaia zona: iazyk, religiia i identifikatsiia naseleniia [Tuva as a limitrophe zone: language, religion and people’s identity]. New Research of Tuva, 2021, no. 3, pp. 178-194 (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.14 DOI: 10.25178/nit.2021.3.14.АннотацияВ статье Тува рассматривается как лимитрофная зона — территория, которая находится между цивилизациями, испытывает их влияние в разных аспектах социокультурной жизни населения, не входит полностью ни в одно цивилизационное поле, а остается в пограничном положении. Это становится очевидным, если анализировать разные сферы социокультурной жизни региона. С одной стороны, Тува много веков развивалась как часть территории Внутренней (или Центральной) Азии кочевников, шаманистов, буддистов. С другой стороны, она уже два века также является и частью российской цивилизации. В жизни населения в разных аспектах доминируют разные цивилизационные влияния, что приводит к тяготению Тувы в разных вопросах к разным цивилизационным общностям. В данной статье на обширном библиографическом материале, а также данных авторских эмпирических исследований рассмотрены цивилизационные влияния в сфере языков, распространенных у тувинцев — большинства населения республики, а также их религиозная приверженность и самоидентификация. В каждой из тем анализ включает историческую ретроспекцию, которая позволяет увидеть исторический выбор тувинцев в том или ином вопросе, появление того или иного фактора, его особенности. Отмечается, что в сфере языка у тувинцев некоторое время существовал ограниченный тувинско-монгольский билингвизм, который затем сменился тувинско-русским и имеет тенденцию к постепенной смене с поколениями к изменению на русско-тувинский. Российское цивилизационное влияние в сфере языка увеличивается. Тем не менее также увеличивается влияние тибето-буддийской цивилизационной общности, частью которой считают себя тувинцы-буддисты. Влияние китайской цивилизации минимально, в отличие от тех политических последствий, к которым привела политика китайской империи. Родство с монгольской культурой у тувинцев есть, но оно ограничивается различиями языковых семей народов. Религиозные предпочтения тувинцев в свою очередь отчуждают их от других тюрков мира, большинство из которых приверженцы ислама. Эти и другие факторы также поддерживают чувство особой тувинской этнической идентичности населения.Ключевые слова: тувинцы тува лимитрофная зона цивилизация российская цивилизация внутренняя азия межцивилизационное взаимодействие билингвизм буддизм тувы цивилизационная идентификация tuvans tuva limitrophe zone civilization russian civilization inner asia intercivilizational exchange bilingualism buddhism in tuva civilizational identification Рубрики: Политическая социологияРегиональная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ламажаа Ч. К., Бичелдей У.П.Основные характеристики тувинского буддийского паломничества рубежа XIX‑XX веков // Новые исследования Тувы. 2021, № 2. С. 6-17.Никифоров С. В.Межцивилизационное взаимодействие и политические процессы в пространстве Северо-Восточной Азии в условиях социально-политической трансформации // Социальные коммуникации: философские, политические, религиозные, культурно-исторические измерения: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. О. Ф. Гаврилова, О. И. Жуковой, С. Н. Чируна; Кемеровский государственный университет. – Электрон. дан. (объем 3,6 Мб). – Кемерово, 2023. С. 340-344. – Текст: электронный.Железняков А. С., Чулуунбаатар Г.Оршил [Введение] // Евроазийн түншлэлийн нөхцөл байдал дахь Монгол, Оросын соёл иргэншил хоорондын харилцан үйлчлэл. ШУА-ийн Философийн хүрээлэн — Улаанбаатар, 2023. 10-16 дахь талд [Цивилизационное взаимодействие России и Монголии в пространстве Евразии. Институт философии МАН — Улан-Батор (на монг. языке), 2023. С. 10-16.]Валиахметов Р. М., Баймурзина Г. Р., Туракаев М. С., Самба А. Д.Этносоциальные особенности занятости населения в республиках Тува и Башкортостан // Новые исследования Тувы. 2021. № 4. С. 206-222. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.4.15Железняков А. С., Чулуунбаатар Г.Дүгнэлт [Заключение] // Евроазийн түншлэлийн нөхцөл байдал дахь Монгол, Оросын соёл иргэншил хоорондын харилцан үйлчлэл. ШУА-ийн Философийн хүрээлэн — Улаанбаатар, 2023. 280-285 дахь талд [Цивилизационное взаимодействие России и Монголии в пространстве Евразии. Институт философии МАН — Улан-Батор (на монг. языке), 2023. С. 280-285.]