Социальное прогнозирование в стратегическом управлении развитием высшей школы России Леньков Р.В., Пацула А.В.Социальное прогнозирование в стратегическом управлении развитием высшей школы России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 6. С. 225–239.ISSN 1998-0698DOI: 10.15838/esc.2021.6.78.13РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=47506299Размещена на сайте: 30.12.21 Поискать полный текст на Google AcademiaВерсия статьи на другом языке:Len’kov R.V., Patsula A.V. Social forecasting in the strategic management of the development of higher education in Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, no. 6, pp. 225–239.Ссылка при цитировании:Леньков Р.В., Пацула А.В. Социальное прогнозирование в стратегическом управлении развитием высшей школы России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 6. С. 225–239. DOI: 10.15838/esc.2021.6.78.13.Len’kov R.V., Patsula A.V. Social forecasting in the strategic management of the development of higher education in Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, no. 6, pp. 225–239. DOI: 10.15838/esc.2021.6.78.13 DOI: 10.15838/esc.2021.6.78.13.АннотацияСоциальное прогнозирование имеет прямое отношение к управлению изменениями в экономике и социальной сфере, включая высшее образование. Актуальность исследования связана с анализом проблемы прогнозных показателей высшего образования через призму целевых ориентиров национальных проектов, реализация которых происходит в условиях длительной пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Глобальная эпидемия ухудшает социально-экономическое положение мирового сообщества, придает ему высокую степень неустойчивости и неопределенности, тем самым усиливая спрос на социальные прогнозы развития. Целью исследования выступает изучение потенциала социального прогнозирования в государственном стратегическом управлении развитием высшей школы России. Специальной задачей, раскрывающей его научную новизну, является диагностирование проблемы измерения и профилирование методологии воспроизводства «стратегической интеллигенции» (элиты) как «преобразующей» субъектности. Авторы опирались на теорию социокультурной модели управления, выдвинутую профессором А.В. Тихоновым, а также на авторский социопрогностический подход к управлению, который выступает особым методологическим средством научного поиска, интегрирующим идеи и теоретические конструкты в области социально-гуманитарного знания с обоснованием решений перспективных проблем на основе современных проектных технологий. Указанные инструментальные средства позволили осуществить профилирование многовариантных уровней научного предвидения и стратегического управления, проанализировать прогнозно-регулирующие действия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации как макрорегулятора функционирования и развития высшей школы, определить ключевые компоненты переформатирования и оптимизации социального прогнозирования в государственном стратегическом управлении развитием высшего образования. В основу работы положена востребованная академическим сообществом перспективная практика исследования управляемости регионального развития и социального группообразования, приобретенная учеными Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии ФНИСЦ РАН в 2015–2020 гг., в том числе достигнутая при изучении высшего образования как ресурса управления социокультурной модернизацией регионов. Материалы статьи имеют теоретическое и практическое значение, адресованы специалистам в области государственного, регионального и муниципального управления, а также экспертам по социальному прогнозированию и стратегическому управлению развитием высшей школы России.Ключевые слова: социально-экономическое прогнозирование управление развитием стратегический прогноз и управление социокультурная модернизация высшее образование социальное группообразование интеллигенция socio-economic forecasting development management strategic forecast and management socio-cultural modernization higher education social group formation intelligentsia Рубрики: Социология управленияСоциальная политика и управлениеВозможно, вам будут интересны другие публикации:Len’kov R.V., Patsula A.V. Social forecasting in the strategic management of the development of higher education in Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, no. 6, pp. 225–239.Леньков Р. В., Богданов В. С.Проблемы измерения и методология воспроизводства «стратегической интеллигенции» как «преобразующей» субъектности // Интеллигенция в новой реальности: сборник статей XXII Международной теоретико-методологической конференции, РГГУ, 30 сентября — 1 октября 2021 г. / Под общ.редакцией Ж.Т. Тощенко. Редактор-составитель Е.А. Колосова. РГГУ, Социологический факультет, Центр социологических исследований. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2021. — С. 222-229.Леньков Р. В.Реформирование управления образованием в России: от этапа целеопределения к цифровому будущему // Цифровое будущее образования: учебное пособие для подготовки бакалавров всех направлений: Рекомендовано Ученым советом ГУУ / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Государственный университет управления, Институт управления персоналом, социальных и бизнес-коммуникаций; под ред.: М.Ю. Захарова, И.Е. Старовойтовой. – Москва: ГУУ, 2021. – С. 26-42.Леньков Р. В.Высшее образование как ресурс управления социокультурной модернизацией регионов : монография / Р.В. Леньков. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 161 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1084388.Леньков Р. В., Пацула А.В.Классические и современные модели запрета социально-гуманитарных наук (от Античности до СССР и КНР) // Россия-Китай: на пути к цифровому будущему общества : монография / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Государственный университет управления, Институт управления персоналом, социальных и бизнес-коммуникаций, Кафедра философии ; науч. ред.: проф. М.Ю. Захаров, доц. И.Е. Старовойтова. – Москва : ГУУ, 2021. С. 61-78.