Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) ... Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.ISBN 978-5-89697-381-2DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021Размещена на сайте: 27.01.22Текст книги.Ссылка при цитировании:Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.Авторы:Редакторы: Ноговицин О.Н., Маковецкий Е.А., Иваненко А.А., Пантелеев А.Д., Малинов А.В., Гончарко О.Ю., Синицын А.А.АннотацияВ издании представлены статьи по материалам докладов международной научной конференции «Византия, Европа, Россия: социаль-ные практики и взаимосвязь духовных традиций», прошедшей 1–2 октября 2021 г. в Социологическом институте РАН — филиале ФНИСЦРАН и Русской христианской гуманитарной академии. Конференциябыла посвящена интеллектуальной истории трех основных комплек-сов практик цивилизационного развития в европейском, средиземноморском и евроазиатском регионах в исторических истоках их воз-никновения и существования — Византийской, Западноевропейскойи Русской цивилизаций, а также цивилизаций, входящих в ареалы ихвлияния и взаимодействия.Статьи адресованы специалистам по философии, социологии, теологии, истории, филологии, политическим наукам, искусствоведению. Ключевые слова: цивилизационное развитие византийская цивилизация западноевропейская цивилизация русская цивилизация интеллектуальный дискурс социальные практики civilizational development byzantine civilization western european civilization russian civilization intellectual discourse social practices Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСОДЕРЖАНИЕ От редколлегии 7 РУССКАЯ МЫСЛЬ МЕЖДУ ВИЗАНТИЗМОМ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ Грякалов А.А. Об одном изводе русского письма: интенция и дискурс 11 Исаков А.Н. Достоевский и Ницше: два образа сверхчеловека 30 Фарафонова Д.С. Парадокс самоотрицающего разума: Достоевский и Паскаль 35 Капилупи С.М. Недоразумение между традицией и традиционализмом в русской культуре – препятствие к необходимому диалогу Востока и Запада 48 Иванов Н.Б. Язык идей и язык вещей: к особенности русского перевода 64 Мирошниченко Е.И. «Архаическое православие»: об одном эпизоде рецепции богословского наследия А.С. Хомякова в русской религиозной философии 74 Лурье В.М. Аполлон Григорьев, а не Ф.М. Достоевский как автор анонимной рецензии на «Стихотворения А.С. Хомякова (1861)» в журнале братьев Достоевских «Время» 79 Даренский В.Ю. Трансформация образа Византии в русской историософии 84 Бирюков Д.С., Хахалова А.А. Два «византистских» проекта девятнадцатого века и один двадцатого: И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев 102 Ищенко Н.С. Возвращение короля или воцарение самозванца? Византийский прообраз истории Лжедимитрия I 110 Маковецкий Е.А. За что К.Н. Леонтьев не любил всеобщее благо? 118 Петрова Л.А. Имяславская формула «Имя Божие есть Бог» в понимании С.Н. Булгакова 125 Тонковидова А.В. Соборность в социальной реальности постсекулярного общества (на материалах философии С.Н. Булгакова и П. Флоренского) 132 Гравин А.А. Лингвофилософские основания и тенденции имяславия 140 Бирюков Д.С. Пушкин как имяславец: к вопросу о контексте этой темы у Вячеслава Иванова 146 Шиян А.А. Теория познания Н.О. Лосского в контексте гносеологических идей его времени 153 Тимофеев А.И. Бакунин П.А.: одна из российских версий прочтения философии Запада 162 Ноговицин О.Н. Проект богостроительства как квази-религиозная модификация марксисткой теории действия и политическая технология 170 Гравин А.А. Энергийность в постсимволизме Алексея Лосева и Михаила Бахтина в интерпретации Людмилы Гоготишвили 183 Березовская И.П. Экзистенциально-феноменологическая интерпретация Другого в философии М. Бахтина и Ж.-П. Сартра 189 Хахалова А.А. Византийские мотивы в аффективных аффордансах супрематизма (Казимир Малевич) 195 Гравин А.А. Классификация русского символизма в ранних работах Людмилы Гоготишвили 208 Васильева Е.А., Рубцова М.В. Социальные практики российской государственной службы: преемственность и трансформация 212 Левинская Я.В. Аксиологический дискурс в современной России: к проблеме рецепции традиционализма 223 ЕВРОПЕЙСКАЯ МЫСЛЬ ОТ НОВОГО ВРЕМЕНИ К МОДЕРНУ И ЕЕ РЕЦЕПЦИИ Гашков С.А. Спиноза в ХХ веке: духовность и практика. Отечественный и французский опыт 239 Гусев Д.О. Необходимость восприятия и восприятие необходимости в учении Дж. Беркли 256 Шевцов А.В. Философия Л.Г. фон Якоба в трактате «Доказательство бессмертия души из понятия долга» 267 Иваненко А.А. И.Г. Фихте и религия 281 Муравьев А.Н. Понятие религии и современность в лекциях Гегеля по философии религии 288 Ляшко И.А. Наследие немецкой классической философии в русской мысли XX века: Э.В. Ильенков и М.А. Лифшиц 294 ВИЗАНТИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ И СЛАВЯНСКОМ КОНТЕКСТАХ Даниш М., Плашиенкова З. Византологические исследования в Словакии (истоки и историография) 307 Пантелев А.Д. Евсевий Кесарийский и мученики: от Диоклетиана к Константину 319 Варламова М.Н. Как устроена материя одушевленного: представление о теле как подлежащем души у Александра Афродисийского и Иоанна Филопона 330 Баранов В.А. Элементы антиохийской экзегетической традиции в «Комментариях на Книгу Бытия» Прокопия Газского 343 Ноговицин О.Н. Понятия «природы», «сущности», «ипостаси» и «лица» в византийском богословии начала — середины VI века: интерпретация 21–22 параграфов 7 главы «Арбитра» Иоанна Филопона и второй половины 1 главы «Против несториан и евтихиан» Леонтия Византийского 360 Щукин Т.А. Неизданный фрагмент Дионисия Ареопагита из славянского компендиума «О небеси» (Син. 951) и византийские дискуссии о количестве небес в VI веке 388 Черноглазов Д.А. Иллюзия присутствия друга? Замечания об одном этикетном мотиве в письмах Максима Исповедника 398 Тоноян Л.Г. Эволюция Древа Порфирия в средние века 409 Воробьев В.В. Иоанн Дамаскин «Диалектика»: элементы нового перевода 424 Макаров Д.И. Рассел, Буццати и логика паламизма: деонтологический и теоретико-множественный аспекты (Об одном частном примере пересечения диалетеического и богословского дискурсов) 431 Костин Н.О. Эпистолярный жанр как кросс-культурный механизм философской мысли: переписка Геннадия Схолария и Георгия Бранковича 437 Курбанов А.В., Спиридонова Л.В. Сочинения Герасима Влаха по риторике 445 Гучнинский М.Г., Семиколенных М.В. Medici opera Павла Эгинского (Венеция, 1567) из личной библиотеки Я.В. Виллие 455 Акишин С.Б. Репрезентация богословских споров первого тысячелетия н.э. в романе У. Эко «Баудолино»: аутентичность и новый взгляд 468Статьи из этого сборника:Грякалов А.А.. Об одном изводе русского письма: интенция и дискурс (C. 11-29)Исаков А. Н.. Достоевский и Ницше: два образа сверхчеловека (C. 31-34)Фарафонова Д.С.. Парадокс самоотрицающего разума: Достоевский и Паскаль (C. 35-47)Капилупи С.М.. Недоразумение между традицией и традиционализмом в русской культуре – препятствие к необходимому диалогу Востока и Запада (C. 48-63)Иванов Н. Б.. Язык идей и язык вещей: к особенности русского перевода (C. 64-73)Мирошниченко Е.И.. Архаическое православие: об одном эпизоде рецепции богословского наследия А.С. Хомякова в русской религиозной философии (C. 74-78)Лурье В. М.. Аполлон Григорьев, а не Ф.М. Достоевский как автор анонимной рецензии на Стихотворения А.С. Хомякова (1861) в журнале братьев Достоевских Время (C. 79-83)Даренский В.Ю.. Трансформация образа Византии в русской историософии (C. 84-101)Бирюков Д. С., Хахалова А. А.. Два византистских проекта девятнадцатого века и один двадцатого: И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев (C. 102-109)Ищенко Н.С.. Возвращение короля или воцарение самозванца? Византийский прообраз истории Лжедимитрия I (C. 110 - 117)Маковецкий Е. А.. За что К.Н. Леонтьев не любил всеобщее благо? (C. 118-124)Петрова Л. А.. Имяславская формула Имя Божие есть Бог в понимании С.Н. Булгакова (C. 125-131)Тонковидова А.В.. Соборность в социальной реальности постсекулярного общества (на материалах философии С.Н. Булгакова и П. Флоренского) (C. 132-139)Гравин А. А.. Лингвофилософские основания и тенденции имяславия (C. 140-145)Бирюков Д. С.. Пушкин как имяславец: к вопросу о контексте этой темы у Вячеслава Иванова (C. 146 - 152)Шиян А.А.. Теория познания Н.О. Лосского в контексте гносеологических идей его времени (C. 153-161)Тимофеев А.И.. Бакунин П.А.: одна из российских версий прочтения философии Запада (C. 162-169)Ноговицин О. Н.. Проект богостроительства как квази-религиозная модификация марксисткой теории действия и политическая технология (C. 170 - 182)Гравин А. А.. Энергийность в постсимволизме Алексея Лосева и Михаила Бахтина в интерпретации Людмилы Гоготишвили (C. 183-188)Березовская И.П.. Экзистенциально-феноменологическая интерпретация Другого в философии М. Бахтина и Ж.-П. Сартра (C. 189-194)Хахалова А. А.. Византийские мотивы в аффективных аффордансах супрематизма (Казимир Малевич) (C. 195 - 207)Гравин А. А.. Классификация русского символизма в ранних работах Людмилы Гоготишвили (C. 208 - 211)Васильева Е.А., Рубцова М.В.. Социальные практики российской государственной службы: преемственность и трансформация (C. 212-222)Левинская Я.В.. Аксиологический дискурс в современной России: к проблеме рецепции традиционализма (C. 223-236)Гашков С.А.. Спиноза в ХХ веке: духовность и практика. Отечественный и французский опыт (C. 239-255)Гусев Д.О.. Необходимость восприятия и восприятие необходимости в учении Дж. Беркли (C. 256 - 266)Шевцов А.В.. Философия Л.Г. фон Якоба в трактате Доказательство бессмертия души из понятия долга (C. 267 - 280)Иваненко А. А.. И.Г. Фихте и религия (C. 281 - 287)Муравьев А.Н.. Понятие религии и современность в лекциях Гегеля по философии религии (C. 288 - 293)Ляшко И.А.. Наследие немецкой классической философии в русской мысли XX века: Э.В. Ильенков и М.А. Лифшиц (C. 294 - 304)Даниш М., Плашиенкова З.. Византологические исследования в Словакии (истоки и историография) (C. 307 - 318)Пантелеев А.Д.. Евсевий Кесарийский и мученики: от Диоклетиана к Константину (C. 319 - 329)Варламова М. Н.. Как устроена материя одушевленного: представление о теле как подлежащем души у Александра Афродисийского и Иоанна Филопона (C. 330 - 342)Баранов В. А.. Элементы антиохийской экзегетической традиции в Комментариях на Книгу Бытия Прокопия Газского (C. 343 - 359)Ноговицин О. Н.. Понятия природы, сущности, ипостаси и лица в византийском богословии начала — середины VI века: интерпретация 21–22 параграфов 7 главы Арбитра Иоанна Филопона и второй половины 1 главы Против несториан и евтихиан Леонтия Византийского (C. 360 - 387)Щукин Т. А.. Неизданный фрагмент Дионисия Ареопагита из славянского компендиума О небеси (Син. 951) и византийские дискуссии о количестве небес в VI веке (C. 388-397)Черноглазов Д.А.. Иллюзия присутствия друга? Замечания об одном этикетном мотиве в письмах Максима Исповедника (C. 398 - 408)Тоноян Л.Г.. Эволюция Древа Порфирия в средние века (C. 409 - 423)Воробьев В.В.. Иоанн Дамаскин Диалектика: элементы нового перевода (C. 424-430)Макаров Д.И.. Рассел, Буццати и логика паламизма: деонтологический и теоретико-множественный аспекты (Об одном частном примере пересечения диалетеического и богословского дискурсов) (C. 431 - 436)Костин Н.О. . Эпистолярный жанр как кросс-культурный механизм философской мысли: переписка Геннадия Схолария и Георгия Бранковича (C. 437 - 444)Курбанов А.В., Спиридонова Л.В.. Сочинения Герасима Влаха по риторике (C. 445-454)Гучнинский М.Г., Семиколенных М. В.. Medici opera Павла Эгинского (Венеция, 1567) из личной библиотеки Я.В. Виллие (C. 455-467)Акишин С.Б.. Репрезентация богословских споров первого тысячелетия н.э. в романе У. Эко Баудолино: аутентичность и новый взгляд (C. 468-482)Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 528 с.Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. — 452 с.Тонковидова А.В.Соборность в социальной реальности постсекулярного общества (на материалах философии С.Н. Булгакова и П. Флоренского) // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 132-139.Фомин В.В.Размышления А. С. Хомякова о русском языке // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 42-51.Мчедлова М. М.Ислам в российской цивилизационной традиции: единство культурного поля и современность // Реформы образования мусульман Евразии от Хусаина Фаизханова до Исмаила Гаспринского: исторический опыт и современная актуальность. Материалы Юбилейной Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Фаизхановские чтения. Москва, 12 декабря 2014 г. / Отв. ред. Ш.Р. Кашаф. Ч. 2. – М. : ИД Медина, 2015. C. 48-60.