Трансформация образа Византии в русской историософии



Даренский В.Ю.
Трансформация образа Византии в русской историософии // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 84-101.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.
ISBN 978-5-89697-381-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.8

Размещена на сайте: 08.02.22

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Даренский В.Ю. Трансформация образа Византии в русской историософии // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 84-101. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.8.

Аннотация

В статье рассматривается изменение образа Византии в русском историческом сознании и историософии: от исходного восприятия империи Нового Рима как сакрального центра мировой истории, рецепции европейского антивизантийского мифа в послепетровскую эпоху, затем его преодолению в концепции К.Н. Леонтьева и в современную эпоху. Образ Византии в целом всегда оставался и образом самой России, поскольку Византия понималась как парадигма российской цивилизации и государственности. Соответственно, изначальное понимание Нового Рима как священного царства и центра мировой истории предполагало принцип translatio imperii и переход этого статуса к России; европейский антивизантийский миф автоматически включал в себя и миф об «отсталости и деспотизме» России; воскрешение подлинного смысла Византии, начатое интеллектуальным подвигом К.Н. Леонтьева, означает и возрождение православного понимания миссии России в мировой истории. В статье рассматривается изменение образа Византии в русском историческом сознании и историософии: от исходного восприятия империи Нового Рима как сакрального центра мировой истории, рецепции европейского антивизантийского мифа в послепетровскую эпоху, затем его преодолению в концепции К.Н. Леонтьева и в современную эпоху. Образ Византии в целом всегда оставался и образом самой России, поскольку Византия понималась как парадигма российской цивилизации и государственности.Соответственно, изначальное понимание Нового Рима как священного царства и центра мировой истории предполагало принцип translatio imperii и переход этого статуса к России; европейский антивизантийский миф автоматически включал в себя и миф об «отсталости и деспотизме» России; воскрешение подлинного смысла Византии, начатое интеллектуальным подвигом К.Н. Леонтьева, означает и возрождение православного понимания миссии России в мировой истории.

Ключевые слова:

византия новый рим россия историософия к.н. леонтьев анти-византийский миф byzantium new rome russia historiosophy k.n. leontiev anti-byzantine myth

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: