Трансформация образа Византии в русской историософии Даренский В.Ю.Трансформация образа Византии в русской историософии // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 84-101.Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.ISBN 978-5-89697-381-2DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.8Размещена на сайте: 08.02.22Текст статьи.Ссылка при цитировании:Даренский В.Ю. Трансформация образа Византии в русской историософии // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 84-101. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.8.АннотацияВ статье рассматривается изменение образа Византии в русском историческом сознании и историософии: от исходного восприятия империи Нового Рима как сакрального центра мировой истории, рецепции европейского антивизантийского мифа в послепетровскую эпоху, затем его преодолению в концепции К.Н. Леонтьева и в современную эпоху. Образ Византии в целом всегда оставался и образом самой России, поскольку Византия понималась как парадигма российской цивилизации и государственности. Соответственно, изначальное понимание Нового Рима как священного царства и центра мировой истории предполагало принцип translatio imperii и переход этого статуса к России; европейский антивизантийский миф автоматически включал в себя и миф об «отсталости и деспотизме» России; воскрешение подлинного смысла Византии, начатое интеллектуальным подвигом К.Н. Леонтьева, означает и возрождение православного понимания миссии России в мировой истории. В статье рассматривается изменение образа Византии в русском историческом сознании и историософии: от исходного восприятия империи Нового Рима как сакрального центра мировой истории, рецепции европейского антивизантийского мифа в послепетровскую эпоху, затем его преодолению в концепции К.Н. Леонтьева и в современную эпоху. Образ Византии в целом всегда оставался и образом самой России, поскольку Византия понималась как парадигма российской цивилизации и государственности.Соответственно, изначальное понимание Нового Рима как священного царства и центра мировой истории предполагало принцип translatio imperii и переход этого статуса к России; европейский антивизантийский миф автоматически включал в себя и миф об «отсталости и деспотизме» России; воскрешение подлинного смысла Византии, начатое интеллектуальным подвигом К.Н. Леонтьева, означает и возрождение православного понимания миссии России в мировой истории.Ключевые слова: византия новый рим россия историософия к.н. леонтьев анти-византийский миф byzantium new rome russia historiosophy k.n. leontiev anti-byzantine myth Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Бирюков Д. С., Хахалова А. А.Два византистских проекта девятнадцатого века и один двадцатого: И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 102-109.Даренский В.Ю.Апология Византии в новейшей русской историографии // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 146-162.Маковецкий Е. А.За что К.Н. Леонтьев не любил всеобщее благо? // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 118-124.Малинов А. В.Византийское наследие России в интерпретации В. И. Ламанского // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 74-84.Ищенко Н.С.Возвращение короля или воцарение самозванца? Византийский прообраз истории Лжедимитрия I // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 110-117.